Активное доречевое развитие
Относительно других навыков, которые осваивает малыш в раннем возрасте, речь развивается довольно долго. Малыш уже умеет ходить и даже бегать, но полноценно разговаривать ему еще не удается. Однако уже с первых месяцев жизни происходит активное доречевое развитие, которое специалисты разделяют на несколько групп по возрастам малышей.
Общение с малышом до года
С самого рождения родителям необходимо ласково разговаривать с малышом, петь колыбельные. Произносите слова с разного расстояния, обходите кроватку во время пения, чтобы малютка следил за источником звука. С 3 месяцев стимулируйте ответный лепет, общайтесь эмоционально, поддерживайте улыбку и радость малыша. После 6 месяцев вы можете вести диалог с ребенком, только вместо слов он будет лепетать, повторять слоги и пытаться повторить простейшие слова типа «мама», «киса», «дай» и прочие. Задержку развития речи по физиологическим причинам можно заподозрить примерно после 4 месяцев, если кроха не реагирует на громкие звуки, не проявляет комплекс оживления при виде родителей, не гулит и не улыбается.
Этапы развития речи первого года
2 месяца – пребывая в хорошем расположении духа, младенец произносит короткие однотипные звуки. 3-4 месяца – малыш начинает гулить, растягивать гласные звуки. 5 месяцев – гуление становится разнообразнее, появляются согласные звуки. 6 месяцев – младенец пытается вести диалог, произносит звуки в ответ на обращение к нему, имитирует интонацию. Начинает понимать значение простых фраз, может замолкать, следя за реакцией взрослого. 7 месяцев – малыш говорит слоги, иногда они даже складываются в слова, пусть еще и не осознанно. 8 месяцев – пытается повторять слова из двух слогов, которые слышит от взрослых, но еще не понимает их значение. 9 месяцев – произносит первые осознанные слова (обычно «мама», «папа», «дай» и т. п.). 10 месяцев – внимательно прислушивается к речи взрослых, пытаясь понять значение слов. Появляются новые слоги в лексиконе, может показывать пальчиком на носик, ищет глазами родителей при вопросе типа «Где мама?». 11-12 месяцев – ребенок знает около 10 слов, понимает около 20 слов. Может повторить простое, только что услышанное слово.
От года до двух
Правильному развитию речи в этом возрасте способствуют не только беседы с взрослыми, но и определенные задачи. Научите малыша выполнять ваши короткие и простые просьбы – «принеси мяч», «возьми игрушку», «пойди на кухню» и т. п. Учите кроху названиям окружающих предметов, блюд, которые он кушает, животных, частей тела. На развитие речи оказывает влияние мелкая моторика. Центры мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику рук тесно взаимосвязаны, поэтому выполняя упражнения на развитие пальчиков, можно положительно влиять и на речь малыша. Предлагайте игры, где необходимо щупать, перебирать, выполнять какие-либо действия с небольшими предметами различной фактуры и формы. Чаще лепите фигурки из теста, раскладывайте по баночкам бусины, пересыпайте крупу – подобные занятия способствуют развитию моторики, а значит, и речи.
С двух до трех
Обучайте кроху свойствам предметов, их назначению. Показывайте картинки и просите провести ассоциативные связи (дождик-зонтик, тарелка-ложка и т. п.). Читайте малышу рассказы и стихи, чтобы научить воспринимать устную речь без сопровождения зрительными объектами. Задавайте малышу вопросы, ответы на которые не нужно долго обдумывать, стимулируйте высказывания, учите характеризовать его эмоции и впечатления. А как вы стимулируете развитие речи у малыша?