Как привить усидчивость
Воспитание

Как привить усидчивость

5052

Ребенку, как известно, сложно концентрировать внимание на каком-либо объекте достаточно длительное время. Но без этого навыка нельзя рассчитывать, что малыш сможет качественно воспринимать всю новую информацию, прилежно выполнять задания в детском саду и выдерживать в будущем уроки в школе. А потому развитие в нем усидчивости – важнейшая задача для его родителей!

Усидчивость – это основа основ для правильного психологического взросления. Ведь что понимается под данным термином? Прежде всего умение произвольно сосредоточиться на чем-то интересном или даже неинтересном и способность в течение определенного периода времени сохранять высокий уровень внимания. Именно эти вещи являются едва ли не лучшим стимулом для естественного развития мыслительного процесса со способностью выделять важное, навыков анализа и планирования собственных действий. То есть всего того, что отличает взрослого, умеющего организовать свою деятельность и довести дело до конца, от ребенка, который непроизвольно переключается между разными занятиями чуть не каждые пять минут, сразу же бросая то, чем, казалось, был так увлечен…

Чем раньше начать, тем лучше!

Конечно, если нет определенных хронических заболеваний (типа воспаления среднего уха, проблем щитовидной железы или высокого уровня тревожности), то с возрастом усидчивость любого человека повышается. Он привыкает к порядку, к определенным требованиям к нему (тем же посещениям детсада), да и сам мозг немного меняет свою работу, начиная более глубоко погружаться в обучающие процессы. Но это ни в коем случае не означает, что можно пустить все на самотек! Нет, усидчивость необходимо прививать в обязательном порядке – причем делать это систематически, регулярно, изо дня в день, набравшись моря терпения. И ждать достижения какого-то определенного возраста любимого чада не стоит. Разумеется, любой детский психолог приведет статистику, что малыш в возрасте до 3 лет не может быть сконцентрирован на одном деле дольше 5-10 минут (и к 5 годам этот показатель в лучшем случае увеличивается вдвое). Но чем раньше вы начнете, тем лучше – просто для самых маленьких все упражнения по развитию усидчивости, терпения и внимания нужно правильно адаптировать.

К сожалению, именно последнего, адаптации, многие родители не делают. Как это выглядит? Очень просто: папа или мама, заметив, что малыш не может усидеть на одном месте больше 5 минут, серьезно берутся за дело – и усаживают ребенка за стол с требованием в течение 20 минут заниматься чем-то одним. И неустанно контролируют его, одергивая за любой отвлекающийся взгляд по сторонам, не разрешая сходить в туалет или на кухню, ругая, если ребенок в итоге начинает скучать, хныкать или, хуже того, плакать и впадать в истерику. Запомните: следуя этому сценарию, вы не добьетесь ничего! Более того, малыш наверняка запомнит, что сидеть на одном месте нереально скучно и грозит скандалом с родителями… Согласитесь, построить на основе такого «фундамента» усидчивость в будущем заметно сложнее.

Применяйте комплексный подход

Как же быть? Проблему усидчивости нельзя решать, как говорится, с наскоку: нужно применять исключительно комплексный подход. Самое первое в нем – правильная организация времени ребенка. Необходимо с младенчества приучать его к определенного распорядку дня: подъем и отбой, все приемы пищи, прогулки, дневной сон, игры и занятия. Все это должно неизменно происходить в одно и то же время с крайне редкими отклонениями от графика (в реальной жизни без них все-таки не обойтись). Это приучит малыша к порядку и научит слову «надо».

Также с самыми маленькими детьми необходимо как можно чаще общаться – в возрасте до 2 лет речь взрослого является для ребенка отличным объектом концентрации внимания. Он учится слушать, понимать, адекватно реагировать как своей речью, так и поступками. Особенно это полезно во время простых игр: покатайте с ребенком мячик, полепите куличи в песочнице, поиграйте в ладушки и т.п. – и все это нужно обязательно сопровождать комментариями, оценками и похвалой за каждый успех своего малыша. Также обязательно уделите в магазине внимание витринам с развивающими играми для самых маленьких – без них в этом деле не обойтись. Но увлекаться не стоит: в конкретный момент времени достаточно 2-3 игрушек, функционал которых вы донесли до сознания маленького человечка. А большее их количество будет отвлекать – потому или ограничивайте покупки, или не давайте их все сразу.

Выбирайте время и формат занятий

С достижением возраста 2-3 лет все эти правила сохраняются, только выходят на новый уровень – вы уже должны пусть в той же игровой форме (она наиболее привлекательна для детворы), но переходить именно что к занятиям. То есть ребенок должен понимать: сейчас он не просто играет за столом с мамой или папой, а выполняет свое полезное и обязательное дело, которое нельзя бросить просто потому, что захотелось. Вот как родители ходят на работу, так и он чему-то учится. Осознание важности таких упражнений даст малышу базис для посещения детсада и позднее школы.

Но и тут учтите пару нюансов. Во-первых, обязательно предоставляйте ребенку достаточно времени для активности: если он недополучит своего в вопросах побегать, попрыгать, покричать, усидеть потом за столом ему особенно сложно – против природы, в конце концов, не попрешь. А во-вторых, в данной ситуации вообще нужно правильно выбирать время для занятий на развитие усидчивости. Если малыш перевозбужден, расстроен или приболел, то толку от обучающего процесса немного, он будет крутиться, рассеян, невнимателен… И, наверное, не стоит напоминать, что телевизор и компьютер должны быть выключены во время упражнений, а обычные игрушки спрятаны подальше?

Как конкретно развивать усидчивость?

Чем конкретно занять маленького человечка во время таких занятий? Выбор у вас как у родителя на самом деле огромен – причем найти яркие и увлекательные упражнения на повышение внимательности и терпения можно действительно для любого возраста. Среди них могут быть:

рисование (и карандашами, и мелками, и красками);

  • аполнение альбомов с раскрасками;
  • лепка из пластилина;
  • создание аппликаций;
  • игра с мозаикой или паззлом;
  • вышивание и рукоделие (для девочек);
  • различные конструкторы;
  • головоломки, загадки и ребусы;
  • настольные игры (домино, лото, детские карты).

Конечно, никто не запрещает также выдумывать собственные оригинальные игры. Устройте, например, соревнование, кто быстрее заполнит пустую бутылку горохом из миски. Или предложите на время и точность рассортировать фасоль разного цвета. Можно совместить игру на усидчивость, как ни странно, с активностью – хороши занятия на выполнение последовательности каких-то действий: малыш должен внимательно следить, запоминать и потом повторять за мамой, допустим, два хлопка, приток и покачивание головой. А еще добавляйте время от времени трудовые занятия: пусть ребенок помогает вам по хозяйству по мере своих возможностей – убрать игрушки, сложить одежду, полить цветы. Конечно, все это лучше проводить под вашим неусыпным контролем, но подобные упражнения все равно приучат его к порядку и умению доводить начатое до конца.

Комментируйте и контролируйте

Обязательно отметьте один момент: общаться во время занятий нужно и в этом возрасте. Пусть речь уже играет меньше роли для 3-летнего карапуза, он может сам увлечься и забыться в тишине, но разговор поможет организовать процесс. Потому обязательно сопровождайте упражнения обсуждением: комментируйте свои действия, спрашивайте у ребенка, что он делает в данный момент и что собирается делать в дальнейшем, уточняйте, почему он решил поступить именно таким образом. Все это поможет ему точнее осознавать свой план действий, выделять в нем главное и концентрироваться на этом. А еще избегайте длинных, сложных указаний – разбивайте все процессы на короткие, легко достижимые. Для маленького человечка будет проще выполнить два-три коротких упражнения, чем одно длинное.

Как долго должно идти занятие? Тут все индивидуально и зависит от ребенка. Кто-то, будто наперекор психологам, высидит за столом полчаса даже в возрасте 3 лет. А другой малыш, отличающийся гиперактивностью, начнет отвлекаться уже через 5-10 минут. Потому для начала опытным путем выделите естественный уровень внимания своего чада – а потом со временем пробуйте его растягивать буквально на 5 минут. Может высидеть 10 минут? Отлично, но через неделю-две увеличивайте занятие до 15 минут. Осилили этот порог? Прекрасно – спустя пару недель или месяц дотягивайте до 20 минут. И так далее, пока длинные уроки не станут привычными и приемлемыми для малыша. Ну, а если он вдруг чем-то увлекся и превысил установленный заранее лимит, то прерывать его не стоит ни в коем случае – вы же в конце концов этого и добивались?

Ищите, чем увлечь и заинтересовать

Что делать, если время не растягивается и детеныш все так же теряет свою концентрацию? Возможно, проблема в самих занятиях – ему просто неинтересно то, что вы предложили. В таком случае будьте гибкими, меняйте игры, ищите то, к чему ваш ребенок точно прикипит всей душой. Иногда можно пойти на уступки и разрешить не завершать начатое – но только при условии, что он доделает хотя бы часть своего дела: например, не разукрасит всю картинку, но хотя бы цветочек, соберет не всю машинку из конструктора, а хоть бы приделает к ней колесики. Ругать или давить нельзя, и вместо фраз типа «Посиди на месте!» и «Не смотри в окно!» лучше употребляйте что-то из серии «Смотри, тебе осталось совсем чуть-чуть» и «Какой ты молодец, ты практически завершил свое дело!».

А еще в этом возрасте уже можно отдавать его в те или иные секции – как творческие, так и спортивные. Они также помогут найти вам интересные для ребенка занятия, увлечь ими – и перенести из секции домой. Например, если вы его отдали в футбольный клуб для детворы и ему там понравилось, можно дома предлагать собирать альбом с фотографиями футболистов – сидеть за скучным прежде столом ему станет заметно веселее!

P.S. И напоследок главное: подавайте пример! Если вы сами не в состоянии высидеть на одном месте вместе с малышом каких-то 20 минут, то как вы можете требовать такого от ребенка с его по умолчанию неизбирательным вниманием? Потому наберитесь терпения, ни в коем случае не ругайте чадо, а поддерживайте словами, отмечайте его реальные успехи (можно даже в специальном дневнике, где будут фиксироваться результаты занятий), радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним – и продолжайте это год за годом. Только таким образом вы заложите основу для будущей успешной и счастливой жизни любимого ребенка, который сможет достигать поставленных целей!