Двое: как воспитывать двойняшек?
Воспитание

Двое: как воспитывать двойняшек?

2961

Появление в семье не одного ребенка, а двух, двойняшек или близнецов, – событие кратное во всех отношениях. Ведь абсолютно все в вашей жизни отныне удваивается: радости и хлопоты, расходы и достижения, необходимое для ухода за детьми время и возможные проблемы. Как же правильно подойти к вопросу воспитания близнецов?

Оговоримся сразу: в одной познавательной статье собрать все рекомендации, связанные с двойняшками, нереально. Недаром есть целая наука, гемеллология, которая изучает близнецов во всем их разнообразии: от идентичной генетики до особенностей психологии. Потому для серьезного погружения в тему наверняка потребуются «умная» литература и консультации у опытного специалиста… Хотя общие советы, направления, над которыми родителям стоит работать, чтобы оба ребенка в их семье развивались должным образом, вывести все-таки можно.

В замкнутом мире, со своей речью

Начнем с базового: с того, чем двойняшки отличаются от обычных детей. Дело в том, что их психика развивается по иному направлению, чем у одиночек. Они с самых первых месяцев жизни привыкают все время быть вместе, рядом: в кроватке, в коляске, в ванночке, на пеленальном столике, нередко мамы даже умудряются кормить их грудью одновременно. Со временем эта традиция не изменяется: такие дети вместе гуляют, играют в одной песочнице, отправляются в одну группу в детском саду и в один класс в школе. А у однояйцевых близнецов, которые похожи как две капли воды, ситуация дополнительно усугубляется как раз их внешней идентичностью, которую многие (в том числе и родители) готовы путать еще и с личностной идентичностью. Потому их часто не просто одинаково одевают и стригут, но и ждут от них одинаковых привычек, увлечений и талантов. Разумеется, все эти факторы не могут не сказаться на мироощущении двойняшек.

Каким образом? Прежде всего созданием своего замкнутого мира. Едва ли не красочнее всего это демонстрирует криптофазия – появление у двойняшек собственного, понятного только им языка (в том числе языка жестов). Особенно заметно это в первые пару лет жизни, когда крохи еще не освоили взрослую речь. Причем у близнецов она нередко вообще приходит позже, чем у одиночных детей (на год-полтора). Ведь последние наследуют поведение взрослых, чтобы найти выход врожденному стремлению к общению с себе подобными. А у двойняшек такая потребность меньше – под боком всегда братик или сестричка, с которыми можно делиться своими чувствами. Кстати, бороться с внутренним «инязом» нужно максимально мягко, аккуратно, делая больше упор на развитие обычной речи. Иначе дети могут еще сильнее замкнуться в себе и изобрести способы коммуникации, вообще непонятные окружающему миру. Что в свою очередь создаст очередные препятствия их гармоничному развитию.

Вдвоем отдельно от остальных?

Впрочем, если не брать клинические случаи, то нормально говорить двойняшки рано или поздно все же начнут (где-то с 2-2,5 лет точно). Правда, и тут возможны некоторые проблемы. Например, близнецы частенько глотают окончания слов. Связано это с тем, что обычно они вместе прибегают к родителям сообщить какую-то новость и так стремятся опередить другого, что не заканчивают фразы и перескакивают на следующую, к чему быстро привыкают и даже наследуют друг у друга. Помочь им в таком случае можно как посещением логопеда, так и максимальным вниманием к их речи. Если постоянно давать им высказаться по очереди и искусственно «понижать градус», чтобы они не спешили в переживании поделиться, со временем этот эффект «проглатывания» слов уменьшится.

Но речь – это лишь наиболее заметный, но далеко не единственный и даже не самый главный «подводный камень» воспитания двойняшек. Тот самый созданный ими внутренний мир, состоящих из двух человек, часто не дает им нормально взаимодействовать с реальным окружением. Чтобы понять это, просто понаблюдайте за близнецами: они на детской площадке обычно сидят в сторонке от остальных. Проще говоря: им не особо нужны другие друзья, тем более что со своим братом или сестрой они понимают друг друга с полуслова, а к посторонним детям нужно подстраиваться, находить какие-то компромиссы. Первое время такая особенность родителям даже нравится – двойняшек, к примеру, проще оставлять самих, они ведут себя без взрослых спокойнее и увереннее, чем «одиночки». Но позже это может обернуться проблемой социализации близнецов, когда они, привыкнув обходиться без общения с посторонними, откажутся правильно реагировать на них.

Зависимость друг от друга

Более того: в период взросления, лет с 4-5, двойняшки начнут испытывать определенные сложности с собственной идентификацией. Иными словами, их «Я» не будет полноценным, оно зависимо от собрата. Особенно сильно это проявляется у «настоящих» близнецов: ведь они так похожи, что даже могут путать друг друга на фотографиях или в зеркале. В такой ситуации понять для маленького человечка, где заканчивается он, а где начинается «ближайший родственник», становится по-настоящему трудно. Иногда этот эффект, называемый близнецовой ситуацией, приводит к внутренним конфликтам, но чаще близнецы просто подстраиваются под такую ситуацию, становясь в какой-то мере единым целым.

И проявляется это по-разному. Например, в школе один близнец идет на экзамен по математике за обоих, а другой – на литературу. Или в садике они распишут, кто ответственный за лепку, рисование и наведение порядка, а кто – за общение с другими людьми (такой малыш будет выступать своеобразным послом, общаясь за обоих). Да что там говорить, если такие дети заводят себе привычку говорить «мы», а не «я», даже когда это не имеет смысла. Это в свою очередь сказывается на развитии личностей каждого ребенка, они постепенно начинают исполнять роли лидера и ведомого, зависеть друг от друга и соответственно испытывать внутренний кризис в отсутствии «напарника». В том числе и во взрослой жизни, когда постоянное совместное пребывание становится фактически невозможным — из-за работы, собственных хобби, отдельных семей…

Индивидуальность зависит от родителей!

Что же делать? Очень во многом развитие этой ситуации зависит от родителей. Именно они должны сделать так, чтобы каждый ребенок из пары ощущал себя любимым, единственным и неповторимым. Естественно, сказать это проще, чем сделать, но другого выхода у вас попросту нет. А советов, как это воплотить, может быть великое множество:

  • выбирайте по-настоящему непохожие имена двойняшкам вне зависимости от пола, чтобы их не путали хотя бы в этом вопросе;
  • всегда называйте детей по имени, избегайте форм «близнецы» и «дети» в обращении с ними, это поможет им больше ощущать свое «Я»;
  • подталкивайте к общению со сверстниками, поощряйте игры с ними, чтобы двойняшки понимали, что контакт не ограничен только между собой;
  • находите время для каждого отдельно от другого: индивидуально гуляйте, играйте, читайте книги (естественно, поровну, чтобы не было ревности);
  • покупайте разные игрушки (но примерно одинаковой стоимости и размера), ориентируясь на личные предпочтения каждого близнеца;
  • в отдельных случаях позволительны одинаковые игрушки (прежде всего развивающие), что поможет им работать именно над собой;
  • обязательно выбирайте не только командные, но и индивидуальные игры, которые развивают логику, умение принимать решения самому;
  • прививайте привычку собственности: у каждого должны быть свои игрушки, посуда, вещи, они ими могут меняться или делиться на время, но не более;
  • устраивая общий день рождения (от этого никуда не деться), находите поводы для выделения – например, каждому свой тортик со свечками;
  • хвалите индивидуально: не «молодцы вы у меня!», а «какой ты красивый домик нарисовал, а у тебя замечательный бумажный кораблик вышел»;
  • разделяйте в конфликтной ситуации: успокоить и примирить близнецов проще, когда они находятся в разных комнатах хотя бы несколько минут;
  • приучайте к взаимному уважению: несмотря на близкое родство душ, двойняшки нередко сильно соперничают друг с другом буквально во всем;
  • стимулируйте разные интересы, отдавая каждого в свою секцию или покупая книги и познавательные фильмы на близкую каждому тематику;
  • развивайте слабые стороны: боритесь со стеснительностью «ведомого», а «лидера» иногда одергивайте, чтобы он не забывал о мнении собрата;
  • избегайте ставить в качестве примера им друг друга – даже если примеры поровну, ребенку может показаться, что близнеца чаще хвалят, чем его;
  • у разнополых двойняшек оценивайте социальные модели поведения мужчин и женщин, дети могут их путать, стараясь походить на близнеца;
  • привлекайте к воспитанию близнецов всю семью: отца, брата или сестру, это позволит им чувствовать себя единым целым с целым коллективом;
  • приучайте к мысли, что мама любит обоих, но иногда должна делать дела, в конце концов той же стирки и готовки для двойни нужно вдвое больше…

А главное помните: у каждого ребенка есть свои мысли, желания и потребности. Потому нужно каждому из двойняшек давать возможность выражать их в полной мере, но не в ущерб собрату. Особенно эти замечания критичны как раз для однояйцовых близнецов. Даже периодические путание их имен, которое кажется посторонним забавным, они могут воспринимать как серьезное личное поражение. Что в какой-то мере может приводить даже к настоящему бунту против друг друга – например, в подростковом возрасте они начнут принципиально искать различия в собрате, чтобы акцентировать на них внимание одеждой, прической, манерой говорить, кругом общения и т.д.

И, конечно, наберитесь терпения — вдвойне в сравнении с одним ребенком. Но это с лихвой будет компенсироваться той радостью, что способны подарить двое малышей в доме!