Что умеет ребенок в год, два и три
Воспитание

Что умеет ребенок в год, два и три

4224

Малыш еще не успел появиться на свет, а родители уже внимательно изучили всю необходимую «теорию»: знают, какие этапы развития ребенка пройдет их кроха, и даже выбирают методику раннего развития!

Все эти темы сохранят свою актуальность, и когда чадо родится. Но к ним прибавится и еще один вопрос: чему же научится ребенок в первые годы жизни?

Что умеет ребенок в год

Первые годы — важнейший этап в жизни ребенка, ведь именно в этот период закладываются практически все базовые навыки. Годовалый ребенок активно познает мир, перемещаясь по дому, общаясь с родителями, контактируя с игрушками и другим окружением. В этом возрасте активно развиваются навыки передвижения и восприятия речи, важнейший вклад в которые вносит родительская забота.

Базовые навыки

За первый год жизни малыш научился придерживать чашку руками, когда пьет, кусать и жевать мягкую пищу, проситься на горшок и помогать взрослому себя одевать. Он свободно перемещается по комнате, добираясь до интересных ему мест и вещей. Он с удовольствием подражает родителям и другим взрослым, пытается повторять увиденные действия и услышанные интонации.

Развиваются в годовалом возрасте и социальные навыки: малыш интересуется сверстниками, проявляет осторожность в незнакомой обстановке, выполняет простые просьбы. Кроме того, ребенок уже испытывает широкий спектр эмоций: удивление, настороженность, радость, страх, гнев. При этом дети в годовалом возрасте активно исследуют мир собственными способами — они трогают предметы, пробуют их на вкус, забираются в укромные уголки и внимательно осматривают незнакомые места.

Речевое развитие

Если вы обращаетесь к ребенку с просьбой показать какой-то предмет, малыш вас понимает и выполняет просьбу. Не забывайте, что просьбы должны быть самыми простыми:

  • Дай мне игрушку.
  • Открой шкафчик.
  • Положи мячик.

По достижении года ребенок способен осознанно отвечать на простейшие бытовые вопросы, такие как «Хочешь кушать?».

Малыш произносит порядка десяти слов. Он в состоянии ответить на вопрос «Кто это?» про животных, заменяя названия птиц и зверей уханьем, писком, ревом, которые этих животных характеризуют. Для некоторых слов он изобретает собственные сокращения. Ребенок подражает знакомым звукам (кашляет, смеется, плачет) и пытается повторить за взрослыми новые слова. Также к концу первого года малыш хорошо знает свое имя и откликается на него. В целом речевое развитие в этом возрасте сильно зависит от того, сколько ребенок общается с другими людьми.

Движения

По достижении 1 года физические навыки малыша радикально меняются: его мышцы укрепляются, координация улучшается. На данном этапе кроха уже стоит, приседает, наклоняется за чем-либо, а потом выпрямляется без опоры на маму или устойчивые предметы. Малыш ходит, держась одной рукой за взрослого, а многие делают первые самостоятельные шаги. Кроха с удовольствием преодолевает препятствия: карабкается, спускается, поднимается. Многим годовалым малышам нравится пританцовывать под музыку — их движения еще неуверенные, но очень искренние, этим процессом дети искренне наслаждаются.

Руки ребенка также развиваются — он способен легко дотягиваться, брать и уверенно держать игрушки. Не проблема для него и переложить вещь из одной руки в другую, взять одновременно несколько предметов. Дверцы шкафчиков для годовалого ребенка больше не преграда — он с легкостью открывает их.

Любимые занятия

Ребенок несколько месяцев «тренировался» вместе с мамой, а теперь и сам прекрасно справляется с тем, чтобы нанизывать кольца на пирамидку. Одно из его любимых занятий – открывать и закрывать крышки банок или коробок. Малыш ставит кубики один на другой, но делает это, как правило, повторяя за взрослым. Его интерес уже вызывают куклы. Годовалый кроха с удовольствием катает и толкает игрушки, закрывает и открывает двери, нажимает на кнопки, выдвигает и задвигает ящики.

В этом возрасте малыш осваивает игры с мячом, катает и подбрасывает его, активно перемещаясь по комнате. У него формируются предпочтения — с любимыми игрушками кроха проводит значительно больше времени, чем с другими, и неохотно с ними расстается. Многим детям в этом возрасте нравится играть с водой, черпая ее игрушечными ведерками, переливая из одного в другое.

Что умеет ребенок в 2 года

В двухлетнем возрасте ребенок проявляет высокую физическую активность: много двигается, учится новым движениям. Его мозг, словно губка, впитывает новую информацию: расширяется словарный запас, усиливается тяга к творчеству, развивается фантазия. Познание мира в это время становится более осознанным, и это необходимо поощрять и направлять в верное русло.

Базовые навыки

В два года малыш сообщает о своих физиологических потребностях: хочет на горшок, согреться, поесть. Кроме того, его уже нельзя назвать беспомощным: он аккуратно кушает, сам умывает лицо, а также может самостоятельно разуться или снять одежду, если это не требует значительных усилий. В двухлетнем возрасте ребенок может сам мыть руки и вытирать их. Для взрослой раковины малышу еще не хватает роста — стоит купить специальную подставку высотой 30-40 см, чтобы облегчить процесс.

В этом возрасте ребенок уже имеет понятие о порядке: он сам складывает на места некоторые вещи, пользуется салфетками за столом. С помощью родителей двухлетний малыш обычно умеет использовать носовой платок. В этом возрасте дети хорошо учатся действиям, выполняемым поэтапно, если взрослые подробно объясняют каждый шаг.

Речевое развитие

С крохой стало проще объясняться. Теперь он понимает небольшой рассказ, напоминающий ему о знакомых событиях. Лексикон малыша расширился: он знает и легко покажет все части лица и тела. Теперь в арсенале ребенка примерно 250 слов, из которых он составляет короткие предложения-утверждения или просьбы, иногда говорит о себе в третьем лице, заканчивает знакомые стихотворные строчки, задает вопросы и называет предметы с картинки.

Придуманные в годовалом возрасте сокращения постепенно заменяются на полноценные слова: «гав-гав» становится «собачкой», а «ба» — «бабушкой». Кроха называет большинство знакомых предметов, если их произношение не слишком сложно. Кроме конкретных названий вещей малыш начинает употреблять в речи обобщающие термины: игрушки, друзья, одежда. Нормальное явление в этом возрасте — использование собственных, придуманных ребенком слов.

Движения

Каждый новый день после рождения делает малыша более подвижным. В 2 года он активно осваивает новые способы передвижения: прыжки, бег, балансирование на бордюре. Ходьба для детей в этом возрасте уже не вызывает никаких сложностей — даже движение боком или спиной вперед для них уже норма. Двухлетний ребенок больше не теряет равновесия при наклонах и приседаниях. Малыш начинает приучаться к спорту — лазить по детским лестницам и шведским стенкам, преодолевать невысокие препятствия, пинать мяч. С поддержкой родителей двухлетнее чадо способно форсировать даже довольно крутые ступени в подъезде.

Развивается и мелкая моторика: кроха способен собирать в коробку небольшие предметы, листать страницы. Отражается это и на бытовых делах: для двухлетки больше не проблема использование ложки или расчески, он самостоятельно расстегивать молнии и большие пуговицы, если это не требует серьезных усилий. Игры становятся более сложными, чем в годовалом возрасте, движения — точнее, а башни и пирамиды из кубиков становятся все выше.

Интеллектуальное развитие

Подросший малыш хорошо различает предметы по форме, величине и цвету. Он собирает пирамидку от большего кольца к меньшему, называет, какое из них желтое, красное, синее или зеленое (в основном, в этом возрасте малыши ориентируются в этих четырех цветах). Также ребенок знаком с понятиями веса и температуры, умеет проводить на листе вертикальные и горизонтальные линии. Возраст от двух до трех лет – период творчества и бурного развития фантазии. К тому же, сейчас малыш способен выполнить сразу два последовательных действия: например, сначала наполнить разные формочки песком, а потом сделать куличики.

Что умеет ребенок в 3 года

К трем годам дети начинают особенно активно формировать предпочтения и привычки: в еде, играх, досуге. Знакомые и привычные вещи подсознательно становятся для них более комфортными, однако процесс познания, а вместе с ним и физическая активность, при этом не замедляются. В период перехода от двухлетнего к трехлетнему возрасту важно помочь ребенку сформировать правильные и полезные привычки, создать для него зону комфорта — тогда чадо будет максимально успешно развиваться.

Базовые навыки

Кроха почти полностью сам одевается (застегнуть молнию на ботинках или куртке он пока не может, а вот несколько пуговиц – легко, некоторые уже умеют завязывать шнурки) и раздевается. Если вы завели такое правило, он складывает перед сном одежду и убирает за собой игрушки. Ребенок ловко управляется с носовым платком, пользуется салфеткой при еде, говорит «пожалуйста» и «спасибо».

В трехлетнем возрасте малыш имеет понятие о личной гигиене: сам чистит зубы, умывается и моет руки с мылом. Важный показатель взросления — появление первичных навыков контроля эмоций — в 3 года ребенок уже может не заплакать, если упадет, ударится или расстроится. Развивается способность к концентрации внимания — малыш уже способен сосредоточиться на одном деле на 10-15 минут. В этом возрасте ребенок может выполнять несложные домашние поручения: насыпать корм в миску животного, полить цветок, убрать тарелку со стола.

Речевое развитие

Если ребенок начал говорить по возрасту, в три года он уже употребляет сложные предложения, часто сопровождает действия словами, задает много вопросов:

  • Что это?
  • Зачем ты это делаешь?
  • Почему небо голубое?
  • Когда мы пойдем гулять?
  • Где котик?

Также чадо быстро запоминает стихи и песни. Также малыш простыми словами и жестами может «пересказать» содержание небольшой сказки. У ребенка не возникает проблем с ответами на вопросы: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». Словарный запас в 3 года достигает примерно 1000 слов. В лексиконе ребенка появляются не только названия предметов целиком, но и их элементов: дверная ручка, хвост кошки.

Движения

Он любит бегать, перепрыгивать через препятствия, подбрасывать и ловить мяч. Малыш самостоятельно крутит педали трехколесного велосипеда, качается на качелях и с восторгом катается на санках. Он получает более уверенный контроль над своим вестибулярным аппаратом: умеет балансировать на одной ноге, ездить на самокате.

Пальцы трехлетки позволяют ему правильно держать карандаш, рисовать не только прямые линии, но и геометрические фигуры и несложные узоры по точкам. Его интересует простейшее творчество, в особенности связанное с мелкой моторикой: малыш лепит несложные фигурки из пластилина, пользуется клеем для бумаги и ножницами для создания аппликаций.

Интеллектуальное развитие

Помимо четырех основных цветов, кроха научился определять и некоторые другие оттенки. На детской площадке малыш легко находит общий язык с другими детьми и принимает правила групповых игр. Играя с куклами, он меняет интонации и тембр голоса, разговаривая и за них и за себя.

Малыш свободно считает до пяти, причем как в прямом, так и в обратном порядке, различает простые геометрические фигуры. Большинство трехлеток уже могут складывать простейшие пазлы из четырех элементов. Также малыш в этом возрасте обычно имеет понимание о крупных временных промежутках: дне и ночи, днях недели, месяцах и временах года.

Трехлетний ребенок учится простым логическим механизмам: объединять предметы в группы по цвету или другим свойствам, понимать и ориентироваться в простой системе времени «вчера-сегодня-завтра». Он понимает взаимосвязь знакомых ему явлений и их последствий: если в течение дня шел дождь, значит земля мокрая. Появляется способность планировать свои действия.

Важно учитывать, что все дети развиваются индивидуально, и нет никаких жестких требований к тому, что именно должен уметь ребенок в том или ином возрасте. У одних малышей раньше формируются одни навыки, а у других — другие. Поэтому указанный выше набор способностей — лишь примерный ориентир для родителей. Его можно использовать, чтобы составить план обучения для малыша, но не стоит ожидать четкого выполнения всех его пунктов. Ведь каждый ребенок уникален, и растет по-своему.