Пока родители, бабушки и дедушки радуются разнообразию игрушек, доступных их любимому ребенку и внуку, психологи предупреждают: положительное влияние на развитие малыша оказывают не суперновинки индустрии, а самые простые и привычные игрушки!
Как отмечают специалисты по раннему развитию, многие современные дети не умеют играть с пользой — придумывая сюжеты и режиссируя свои игры. Это явление психологи связывают с преобладанием различных интерактивных и роботизированных игрушек. Детям не хватает простых и традиционных игрушек, которые стимулируют работу фантазии ребенка, учат его разным видами деятельности и прививают навыки общения.
И именно в игре малыши приобретают навыки и умения, которые потом помогут им в школе. Доказано, что хорошо умеющие играть дети лучше учатся, лучше умеют сосредотачиваться на объяснениях учителей, лучше контролируют себя и подчиняются общим правилам.
Исходя из этих фактов, можно прийти к выводу о том, что компьютерные технологии не заменят ребенку его собственной активности, игры, в которой дети сами творят окружающий мир.
Какие игровые действия нужны малышам?
В возрасте от полугода до трех лет игры и игрушки должны способствовать развитию интеллектуальных, познавательных и моторных способностей детей. Малыш познает мир, и его игрушки должны дать ему возможность ответить на вопросы: «Что это такое?», «Как это действует?», «Что с этим можно сделать?».
На этом этапе ребенок изучает предметы и интересуется не только непосредственно игрушками, но и «взрослыми» вещами — теми предметами, которые используют его родители. Сейчас ему нужны безопасные для игры «детские» версии инструментов, посуды, пылесоса — всего, что позволит ему подражать маме и папе!
Выбираем роль: сюжетные игры
На третьем году жизни ребенок вовлекается в сюжетную игру. Он придумывает для себя роли — продавца, доктора, воспитателя, космонавта и пробует побыть «не собой», чтобы понять другого. Так появляется ролевая игра, в которой ребенок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых.
Создавая воображаемые ситуации, ребенок чаще всего воспроизводит сцены из жизни взрослых. Так, играя маму, стирает, готовит, гладит. И для того чтобы почувствовать себя своим героем ребенку понадобятся атрибуты роли: шапочка повара, повязка доктора, жезл полицейского.
И родителям не стоит покупать малышу готовый костюм. Лучше использовать многофункциональные атрибуты: шляпы, платки, галстуки, ткани разных цветов. Главное — не предмет, а воображение самого ребенка.
Играем конструктивно
В игре ребенок отражает то, что видит вокруг себя, то, что с ним происходит, и о чем он узнает из книжек. Для того чтобы развивать игру, нужно рассказывать ребенку о том, что делают взрослые, например, в аэропорту или кинотеатре.
Конструктивной игра становится и благодаря партнеру. Многие действия ребенок выполняет по отношению к игрушкам, которых рассаживает за парты и учит, как в школе. Но если в игре примет участие взрослый, который, к примеру, изобразит покупателя в магазине овощей и фруктов, игра будет особенно интересна и поможет малышу почти реально прожить новые для него ситуации.