Как научить ребенка есть самостоятельно
Воспитание

Как научить ребенка есть самостоятельно

4665

Ложечку за маму, ложечку за папу – так приговаривает, наверное, любой любящий родитель во время кормления своего малыша. Однако введение прикорма и подобное кормление лишь промежуточный шаг в развитии ребенка: от грудного вскармливания до полноценного самостоятельного питания. Как сделать, чтобы процесс обучения еды «самому» прошел как можно проще и легче?

Этому научится каждый

Самое главное и основное правило, когда маленький ребенок учится правильно пользоваться ложкой, тарелкой, чашкой, бутылочкой, вилкой и ножом, – набраться максимум терпения. Поймите: криком, спешкой или раздражением вы никак не поможете малышу. Наоборот, для него процесс замедлится, а при постоянной ругани со стороны родителей даже может развиться чуть ли не рефлекс – питание для него будет автоматически означать скандал, что, конечно же, не способствует развитию здорового аппетита и соответственно всего организма. Согласитесь, в конце концов, в какой-то момент абсолютно все люди осваивают премудрости самостоятельного питания – как, например, умение пользоваться горшком или сон в отдельной кроватке вдали от мамы с папой. Потому просто аккуратно убирайте кухню или столовой после очередного «урока», стирайте одежду и ребенка – и продолжайте все сначала спустя несколько часов…

Когда же начинать обучение, в каком возрасте? Здесь все строго индивидуально. Некоторые дети уже к 7-8 месяцам готовы, другие в 1,5-2 года настойчиво просят, чтобы их покормили с ложечки. Но обычно в среднем в районе года развитие маленького человечка уже позволяет уверенно пробовать держать ту же ложку и направлять ее себе в рот. Заставлять это делать вряд ли стоит, но если малыш напротив проявляет инициативу, тянется схватить ее самому, чтобы зачерпнуть каши из тарелки, облизать, «покормить» маму, препятствовать, конечно, не стоит – такой интерес только в плюс, он может в заметной мере помочь вам. Поэтому следите за своим ребенком – он сам лучший индикатор, когда пора начинать!

Как организовать непосредственно обучение?

Чтобы ребенок быстрее и с меньшим количеством проблем научился есть сам, стоит усвоить ряд определенных правил и приемов, примерный перечень которых включает такие моменты:

Познакомьте с ложкой малыша как можно раньше, даже еще до введения прикорма. Этот предмет должен быть ему знакомым: лучше, чтобы он повертел им в руках, как погремушкой или кубиком, попробовал на ощупь и на вкус, постучал им – в общем, полностью освоил и привык. Тогда она не испугает его и не вызовет отторжения ни в момент отлучения от маминой груди, ни потом, когда нужно будет орудовать ею самостоятельно.

Купите пластмассовую посуду. Можно пользоваться и стандартной: металлической, керамической или подарочной серебряной. Но для совсем маленького ребенка она не очень подходят: такие ложки и тарелки могут показаться неприятными на ощупь, холодными, твердыми для нежных десен, тяжелыми. Важно, чтобы пластик был небьющийся, пищевой и без вредных красителей – об этом расскажут сертификаты качества у продавца.

Выберите детский набор. Подобная посуда максимально приспособлена для маленького ребенка: у ложки специальный хват под детские пальчики, у тарелки высокие края (а иногда даже присоски, чтобы ее нельзя было опрокинуть со стола!), кружка имеет две ручки, а вилка и нож не острые, чтобы не пораниться. Ну, и конечно, такая посуда обычно сделана яркой, с привлекательными узорами и рисунками, чтобы заинтересовать чадо.

Подготовьте место. Ни у одного ребенка не получается донести суп или пюре из тарелки до рта целыми ни с первого, ни со второго, ни даже с десятого раза. Поэтому будьте готовы, что поначалу они будут буквально везде! И место для кормления лучше сразу подготовить к последующей уборке: застелите стол, детский стул и пол клеенкой, уберите все ценное и боящееся влаги, отодвиньтесь от обоев, захватите набор салфеток.

Подготовьте ребенка. Во время подобных «уроков» пачкается, конечно, и сам малыш. Поэтому обязателен как минимум слюнявчик или фартучек – и чем он больше, тем лучше. Иногда в продаже встречаются особые клеенчатые курточки для обучения самостоятельному питанию, но если в комнате тепло, можно обойтись без одежды, оставив трусики или подгузник. Ребенка все-таки помыть легче, чем каждый день стирать его вещи.

Выберите момент. Хотя родители должны стараться приучать свое чадо к определенному распорядку дня, заставлять есть, когда у него нет желания, не стоит. Особенно это критично для обучения пользования посудой. Если ребенок не голоден, он не будет всерьез воспринимать этот процесс: он для него станет или игрой, или просто вызовет негативную реакцию. Потому учите тогда, когда он реально хочет есть, не болеет и готов к новому.

Покажите пример. Возьмите ложку, зачерпните ею еду, поднесите ко рту малыша или собственному, комментируя каждое свое действие (даже если малыш еще не говорит). Затем предложите ребенку попробовать повторить все это самому. Очень приветствуется поддержка: помогите его пальчикам обхватить и удержать ложку, направьте детскую ручку к его рту – и спустя десяток-другой-третий повторений он поймет, что от него хотят.

Обратите внимание на еду. Для первых попыток она должна нравиться малышу и быть в меру жидкой (но не слишком, суп разольется). Также не накладывайте полную тарелку, добавляя части порции постепенно, – так и ребенку проще зачерпнуть, и риск расплескать меньше, и сама еда будет теплой (процесс обучения может затянуться). И еще: готовьте с запасом, чтобы малыш, «потеряв» часть питания, наверняка не остался голодным.

Пресекайте игры. Поиграть с ложкой можно было во время знакомства, но не сейчас – ребенок должен усвоить это правило железно. Потому мягко, но очень настойчиво останавливайте, когда он пытается опрокинуть ложку, плюхнуть ею по супу, разлить все на пол или запустить в маму с папой. А еще следите, когда он наестся, чтобы остановить обучение – именно в этот момент еда для него может превратиться в игру, а он сам закапризничать.

Докармливайте. В первое время нет ничего страшного в том, что ребенок бросил начатое прямо посреди процесса. Он мог устать, потерять интерес, если у него не получилось что-то, испугаться пролитой на себя еды или того, что он ею подавился или поперхнулся. Поэтому про запас держите «свою» ложку рядом, чтобы можно было закончить прием пищи по старинке, кормя его сами.

Создайте ритуал. Чтобы малыш относился к правилам питания серьезно, превращайте еду в ритуал. Для этого можно украшать еду (выкладывать в тарелке из нее, например, смешные рожицы), собирать всю семью за обеденным столом, вместе накрывать и убирать со стола (в том числе пролитое) – это повысит уровень ответственности ребенка за свои действия. И, конечно, приучите мыть руки перед едой и вытирать рот после.

Обсудите обучение с семьей. Все, кто имеет допуск к кормлению малыша (мама, папа, бабушки с дедушками, старшие братья и сестры), обязательно должны быть в курсе происходящего обучения. Иначе в какой-то момент ребенок попросту начнет лениться: ведь зачем учиться есть самому с мамой, если та же любимая бабушка и так накормит его с ложечки сама, не требуя от него повторения сложных процедур?

Не торопите события. Начинайте с ложки, а вот с чашкой, вилкой и ножом можно повременить. Так, чашку выдавайте, когда малыш освоил бутылочку (показав, как надо прислонять ее к губам и поддерживая ее в первое время, чтобы он не захлебнулся), вилка доступна к 1,5-2 годам (при этом нужно обратить внимание на оба способа ее использования: и подхват гарнира, и накалывание кусочков еды), а нож – уже после 2-3 лет.

Не навязывайте правила. Помните: ваша конечная цель – чтобы ребенок ел сам. А вот как он будет это делать, в принципе неважно: главное, чтобы было чисто и сухо вокруг. Потому если ему удобнее держать ложку немного иначе, чем вы показали, это не имеет значения. Тем более не заставляйте есть правой рукой – даже если он правша (про левшу и говорить нечего), он сам определит, как ему сподручнее расправляться с этими приборами.

Хвалите! Для маленького человечка очень важно слышать высокую оценку своей деятельности. Потому любое его достижение в вопросе обучения самостоятельному питанию должно отмечаться и поощряться. Конечно, перехваливать не стоит, но радость мамы с папой от того, что он научился держать ложку и не пролил ничего на пол, поднимут его самооценку и заставят еще активнее осваивать премудрости этого дела.

Отходите в сторону. По мере успехов в процессе обучения важно начать постепенно давать ребенку все больше и больше самостоятельности. И это нужно делать постепенно. Сначала вы держите его ручку с ложкой, потом помогаете только в сложных или критических ситуациях, затем лишь сидите рядом во время еды, а уже годам к 3-4 вообще следите за всем процессом одним глазом, занимаясь на кухне своими делами. Ведь он уже ест сам!

И напоследок об этикете. Согласитесь, совсем маленькому ребенку без толку объяснять, как нужно себя вести за столом в приличном обществе, почему нельзя есть руками, ковыряться в еде, выплевывать прожеванное и отрыгивать, зачем нужно желать окружающим приятного аппетита и т.п. Все это станет более-менее актуальным к 2-3 годам, когда малыш уже адекватно воспринимает сказанное родителями. Но это ни в коем случае не означает, что в более раннем возрасте нельзя уделять этому внимания! Произносите эти правила, аккуратно корите, когда он сделал что-то не так, и, конечно, подавайте собственный пример. Глядя на вас, ребенок быстрее освоит необходимые нормы поведения!