Ваш город: Москва
Ваш город — Москва?

Детский сад: как помочь ребенку адаптироваться в новой среде

  • 5
  • 26967
  • 2015-04-01 10:05:26
  • Детский сад. От двух до трех
Детский сад: как помочь ребенку адаптироваться в новой среде

Вопросу о том, нужен ли детский сад для полноценного воспитания, посвящены сотни и тысячи статей и книг — и однозначного ответа все равно нет. Но если вы, взвесив все «за» и «против», решили, что садику быть, то вам наверняка придется столкнуться с базовой для родителей проблемой. Звучит она кратко: как сделать, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла как можно легче?

Самый простой способ — это отдать ребенка на попечение воспитателей, как говорится, без разговоров. Утром сдали, вечером забрали — и так раз и навсегда. Но, конечно, такой прием нельзя назвать приемлемым. Ведь вы практически со стопроцентной гарантией столкнетесь с детскими слезами, истериками, скандалами. А вызванный стресс напрямую отразится и на здоровье ребенка, и на его отношении к вам. Стерпится, слюбится, малыш привыкнет? Возможно. Но серьезная психологическая травма останется на всю его жизнь. Потому лучше качественно подготовиться к походу в детский сад.

Условно говоря, можно подготовку разделить на два периода:

  • до первого визита в детский сад:
  • во время регулярного посещения детского сада.

И потому говорить о каждом из них лучше по отдельности.

До

Когда начать готовить ребенка к посещению садика? Чем раньше, тем лучше. Например, хотя бы за полгода до запланированной отправки в детсад начните аккуратно, мягко, но постоянно рассказывать малышу о скорой перспективе.

Поясните:

  • что такое детский сад (место, где много детей играют, гуляют, учатся, кушают и спят под присмотром взрослых);
  • зачем он нужен (чтобы ребенок становился самостоятельным, умным, сильным, взрослел и набирался знаний)
  • почему туда нужно ходить (чтобы у малыша появилось много друзей, с которыми он весело и с пользой проведет время, пока родители на работе);
  • чем там занимаются дети (живут по определенному режиму, играют, гуляют под присмотром воспитателей, мастерят различные поделки и т.д.);
  • как долго они там находятся (поначалу час-два, позже целый день, а папа или мама их отводят и потом в условленное время обязательно забирают);

и тому подобное.

Единственное ограничение — не стоит перехваливать садик, обещая, что там все будет очень хорошо, у него будет куча друзей, а вокруг будут исключительно любящие его воспитатели и нянечки. Правда жизни немного отлична даже в лучшем заведении, потому ребенок испытает в первый момент разочарование. А первое впечатление уже не изменить...

Не лишним в такой ситуации также подобрать книги или журналы с фотографиями детского сада, найти сказку, фильм или мультик, где описан быт детсадовцев. В конце концов, продемонстрируйте реальный садик, куда малыш будет ходить: покажите здание, пройдите по будущему ежедневному маршруту, если получится — загляните внутрь и познакомьте с будущим воспитателем. А еще введите дома режим еды, сна, игр и прогулок хотя бы приблизительно «как в садике». Все эти моменты помогут ребенку насколько это возможно осознать, чем является детский садик, а главное — понять его неотвратимость. Только неотвратимость не должна быть критической! Приложите все усилия, чтобы чадо заинтересовалось и захотело туда пойти. Понятно, что это сложно, но иначе нельзя.

Впрочем, разговорами подготовка к садику на стадии «До» не ограничивается. Важно самостоятельно начать активную социализацию ребенка. Если его круг общения до поступления в детсад ограничивается семьей, ближайшими родственниками и друзьями семьи, вы наверняка столкнетесь с непониманием с его стороны, что за люди вокруг появились и зачем с ними взаимодействовать. В итоге малыш не слушается воспитателей, игнорирует других детей, и оставить его в саду даже на пару часов не представляется возможным.

Как социализировать чадо, чтобы ему было легче в обществе? Самое главное: этим надо заниматься в комплексе. Потому следуйте примерному списку правил:

  • поощряйте знакомство малыша с другими детьми в песочнице, на прогулке в парке, в зоопарке или театре, игры с ними;
  • следите, как он общается со сверстниками, отмечайте и реагируйте на все проблемные места (застенчивость, жадность, навязчивость, агрессия);
  • расширяйте круг знакомых ребенку взрослых, поясняя, как себя надо вести с незнакомыми и как со знакомыми (слушаться их, помогать им и т.п.);
  • почаще оставляйте его с бабушками-дедушками, тетей или дядей, близкими друзьями, отправляйте гулять с ними или посещать интересные места;
  • повышайте самостоятельность (чтобы сам кушал и одевался, пользовался туалетом, засыпал, играл, знал свои вещи и наводил в них порядок).


Во время

Если подготовительная работа до садика проведена качественно и с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, можно смело говорить: половина дела сделана. Но — только половина! Ведь даже в идеальном случае дите в первые недели все равно испытает сильный шок, от этого никуда не деться. Потому успокаиваться, что все сделали правильно, нельзя — продолжайте работать с малышом дальше.

В первую очередь — снова разговоры. За несколько дней до первого визита в детсад напомните ребенку об этом, расскажите, как пройдет его первый день, что вы будете делать и когда оттуда заберете — и затем повторите разъяснительную беседу несколько раз. Начать само посещение лучше с пары часов в день — даже привыкший к посторонним взрослым малыш при более длительном отсутствии родителей поначалу будет испытывать тревогу и страх. И лишь со временем визиты можно удлинять: на пару часов, на покушать, на погулять и поспать и т.д.

Неплохо может сработать в начальное время привязка детей к садику при помощи ценных для него вещей:

  • позвольте взять с собой одну из любимых игрушек, что поможет скрасить возникшее одиночество, пока ребенок не привыкнет к новым для него общественным игрушкам;
  • купите два одинаковых комплекта красивой пижамы, один из которых используется дома, а другой — в садике, что даст маленькому человечку ощущение сна почти «как дома»;
  • обязательно сохраняйте дома все плоды творчества, которые малыш принес из детсада: рисунки, лепные фигурки, аппликации, вырезки — их ценность в ваших глазах повысит для ребенка ценность самого садика.


Также обязательно заведите в семье строго определенный ритуал, связанный с посещением детского садика:

  • за полчаса до выхода начинайте собирать малыша, вовлекая его в этот процесс: чтобы он нашел свою одежду, игрушки, сходил в туалет и т.д.;
  • научите красиво прощаться с домашними: помахать рукой бабушке, обнять и поцеловать папу или маму, сказать им какие-то трогательные слова;
  • приходите к открытию садика: если привести ребенка, когда полно детворы, он может сначала испытывать дискомфорт в новом для себя месте;
  • обязательно прощайтесь с ним перед уходом, но не затягивайте: бесконечные «до свидания, мой ненаглядный, все будет хорошо!» лишние;
  • прощайтесь четко, не поддавайтесь на уговоры, ребенок должен понимать: вы точно уйдете и это не зависит от громкости крика или количества слез;
  • перед расставанием говорите, что вы его любите и обязательно вернетесь, причем поясняйте, когда: когда он погуляет с ребятами, покушает, поспит;
  • забирайте из садика без опозданий, в точно оговоренное время.


А чтобы комплексно объять проблему привыкания к детскому саду, возьмите за правило компенсировать потерянное совместно проведенное с малышом время. Для этого нужно:

  • больше гулять по вечерам и играть дома всей семьей;
  • почаще водить ребенка в интересные места (зоопарк, кукольный театр);
  • расспрашивать о его делах в детском саду во всех подробностях;
  • интересоваться детсадовскими друзьями и отношениями с воспитателями;
  • рассказывать о работе и делах, сделанных в то время, пока он был в саду;
  • хвалить другим взрослым в его присутствии за его успехи там.


А вот поощрять подарками за посещение детского садика не стоит. Это формирует неправильную мотивационную модель и со временем банально перестает работать. Также нельзя и пугать детсадом, наказывать им — в таком случае ни о каком позитивном восприятии этого места и речи быть не может!

Ну, и конечно, следите, чтобы ребенок ходил в сад здоровым, выспавшимся, полным сил, в удобной и комфортной одежде. Недостаток этого значительно усиливает стресс вашего любимого чада — и осложняет процесс адаптации.

Комментарии к статье (5)

  • Екатерина Сафронова
    26.05.2015 в 19:36

    Спасибо!!! Мы как раз собираемся в садик, надеюсь с вашими советами адаптация пройдет легче!

  • Александра Боярская
    20.05.2015 в 00:16

    Спасибо за советы! С сентября у нас подойдет этот жизненный период, беспокоюсь за малышку свою ужасно!!!! Возьму на заметку ваши советы, так может все пройдет более менее гладко!)))

  • Ольга Доронина
    04.05.2015 в 17:12

    Интересные советы! Спасибо!! Попробуем воспользоваться вашими советами!!! Думаю, очень помогут))

  • Елена Понкратенко
    15.04.2015 в 14:36

    Да, статья на самом деле очень полезная. Мы всего неделю назад пошли в ясли. Вопрос адаптации для нас ещё очень актуален.

  • Нэля Ишметова
    15.04.2015 в 12:04

    Спасибо большое за весьма ценные советы. Прошлись по всем актуальным моим вопросам)))