Играйте
и развивайтесь
с Тёмой!
Экскурсия по сайту
Не показывать никогда

Игры и развитие
Наше производство

Узнайте как производится биотворог «Тёма»
Смотреть видео

Как помочь малышу делать самостоятельные открытия?

Как помочь малышу делать самостоятельные открытия?

Простор для самостоятельного открытия

Американские психологи из Массачусетского университета провели исследование и пришли к выводу, что слишком подробные инструкции мешают детям самостоятельно открывать новое.

В рамках исследования, четырем группам малышей в возрасте от 2,5 до 4 лет показали необычную игрушку, у которой было несколько функций — в зависимости от того, куда ребенок нажимал, раздавалось пищание, загоралась лампочка, звучали музыкальные ноты.

Детям из первой группы подробно объясняли одну из функций игрушки — как заставить ее пищать (не упоминая о других ее свойствах), но умалчивали о других ее свойствах. Проводя демонстрацию игрушки для второй группы малышей, психолог прерывал рассказ о ее функциях на самом интересном месте. В третьей группе ученый на глазах у детей сам с удивлением открывал для себя возможности игрушки, а в четвертой группе детям давали самостоятельно познакомиться с игрушкой. Затем всех детей оставляли с игрушкой наедине.

В результате, меньше всего с игрушкой играли те дети, которых знакомили с игрушкой традиционным способом — по сути, показав, как именно с ней надо играть. Большинство детей из этой группы даже не пытались самостоятельно исследовать ее. Остальные — включая малышей из четвертой группы, которым вообще ничего не объясняли, были дольше увлечены новой игрушкой и находили у нее дополнительные функции.

Психологи резюмировали, что у детей, уверенных, что родители или воспитатели уже все им рассказали, даже не возникает идеи исследовать дальше. И на этот вывод должны обратить внимание все родители — и те, кто дает детям относительную свободу действий, и те, кто предпочитает пояснять и сопровождать каждый шаг малыша.

Выбор — за родителями

Прибегая к обобщению, психологи делят поведение родителей на два типа, оба из которых считают ошибочными. Первый тип поведения — запретить ребенку любое проявление активности, которая кажется родителям рискованной, опасной и непредсказуемой. Второй тип заключается в том, что родители бросаются помогать ребенку во всем, а иногда даже стремятся опередить малыша в выполнении его желаний, опасаясь, что он сам не справится и это станет для него травмой. И оба варианта поведения родителей лишают кроху радости самостоятельных открытий!

Какая поддержка нужна малышу?

Пытаясь впервые самостоятельно подняться по лестнице, ребенок оборачивается на маму. И она воспринимает его взгляд как просьбу о помощи, предложение переставить его на следующую ступеньку.

Но в действительности, оборачиваясь на родителей, кроха лишь желает убедиться в том, что мама готова помочь, а значит — он может рискнуть совершить следующий шаг своего развития. При этом действовать он хочет сам, ведь от этого растет его самооценка и уверенность в своих силах!

И это простое правило работает всегда — и когда малыш получает в свое распоряжение новую игрушку, и когда начинает творить, повсюду оставляя цветные отпечатки ладошек, и когда прилагает усилия, чтобы самостоятельно взобраться на стул, и терпит первые поражения.

И родителям стоит помнить, что именно самостоятельные открытия формируют готовность малыша овладевать новыми навыками, прикладывать усилия, принимать решения и, в итоге, получать удовольствие от своих поступков.

Комментарии к статье (5)

  • Светлана Тольятти
    03.06.2015 в 14:30

    я полностью согласна ребенок ползает ходит двигается и даже пусть на улице трогает асфальт он познает мир для него еще не осознанный!!!а ограничивать его не стоит в концлие концов одежду постирать можно а синяки в детстве у всех бы

  • Нэля Уфа
    25.05.2015 в 16:02

    Я тоже полностью согласна с авторами статьи. Надо больше свободы давать детям. Ребенок таким образом больше и быстрее познает мир

  • Николаева Жуковский
    20.05.2015 в 23:58

    Правильная статья. Ребенку жить в этом мире-ему нужно предоставить свободу для действий. Не страшно если ребенок упадет или испачкается-это опыт. Научился ползать-ползай по всей квартире-хочешь потрогать колючую ветку -трогай. Такой подход обеспечил моему ребенку хорошее развитие физическое и умственное.

  • Елена Волгоград
    20.05.2015 в 14:33

    Я согласна с выше написанным комментарием, мы когда приходим в гости к бабушке и дедушке у них в доме есть ступеньки так она начинает по ним то подниматься то спускаться а когда ей хотят помочь она говорит "я сама"

  • Ольга
    21.03.2014 в 13:35

    Впринцепи я согласна с тем что дети сами для себя должны делать открытия, а то может и интерес пропасть.

Ваш комментарий

Дневник малыша

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас