Питание

Как помочь малышу делать самостоятельные открытия?

Воспитание От двух до трех
17066
Как помочь малышу делать самостоятельные открытия?

Простор для самостоятельного открытия

Американские психологи из Массачусетского университета провели исследование и пришли к выводу, что слишком подробные инструкции мешают детям самостоятельно открывать новое.

В рамках исследования, четырем группам малышей в возрасте от 2,5 до 4 лет показали необычную игрушку, у которой было несколько функций — в зависимости от того, куда ребенок нажимал, раздавалось пищание, загоралась лампочка, звучали музыкальные ноты.

Детям из первой группы подробно объясняли одну из функций игрушки — как заставить ее пищать (не упоминая о других ее свойствах), но умалчивали о других ее свойствах. Проводя демонстрацию игрушки для второй группы малышей, психолог прерывал рассказ о ее функциях на самом интересном месте. В третьей группе ученый на глазах у детей сам с удивлением открывал для себя возможности игрушки, а в четвертой группе детям давали самостоятельно познакомиться с игрушкой. Затем всех детей оставляли с игрушкой наедине.

В результате, меньше всего с игрушкой играли те дети, которых знакомили с игрушкой традиционным способом — по сути, показав, как именно с ней надо играть. Большинство детей из этой группы даже не пытались самостоятельно исследовать ее. Остальные — включая малышей из четвертой группы, которым вообще ничего не объясняли, были дольше увлечены новой игрушкой и находили у нее дополнительные функции.

Психологи резюмировали, что у детей, уверенных, что родители или воспитатели уже все им рассказали, даже не возникает идеи исследовать дальше. И на этот вывод должны обратить внимание все родители — и те, кто дает детям относительную свободу действий, и те, кто предпочитает пояснять и сопровождать каждый шаг малыша.

Выбор — за родителями

Прибегая к обобщению, психологи делят поведение родителей на два типа, оба из которых считают ошибочными. Первый тип поведения — запретить ребенку любое проявление активности, которая кажется родителям рискованной, опасной и непредсказуемой. Второй тип заключается в том, что родители бросаются помогать ребенку во всем, а иногда даже стремятся опередить малыша в выполнении его желаний, опасаясь, что он сам не справится и это станет для него травмой. И оба варианта поведения родителей лишают кроху радости самостоятельных открытий!

Какая поддержка нужна малышу?

Пытаясь впервые самостоятельно подняться по лестнице, ребенок оборачивается на маму. И она воспринимает его взгляд как просьбу о помощи, предложение переставить его на следующую ступеньку.

Но в действительности, оборачиваясь на родителей, кроха лишь желает убедиться в том, что мама готова помочь, а значит — он может рискнуть совершить следующий шаг своего развития. При этом действовать он хочет сам, ведь от этого растет его самооценка и уверенность в своих силах!

И это простое правило работает всегда — и когда малыш получает в свое распоряжение новую игрушку, и когда начинает творить, повсюду оставляя цветные отпечатки ладошек, и когда прилагает усилия, чтобы самостоятельно взобраться на стул, и терпит первые поражения.

И родителям стоит помнить, что именно самостоятельные открытия формируют готовность малыша овладевать новыми навыками, прикладывать усилия, принимать решения и, в итоге, получать удовольствие от своих поступков.

17066
Поделиться

Комментарии к статье (5)

  • Светлана Алиева
    03.06.2015 в 14:30

    я полностью согласна ребенок ползает ходит двигается и даже пусть на улице трогает асфальт он познает мир для него еще не осознанный!!!а ограничивать его не стоит в концлие концов одежду постирать можно а синяки в детстве у всех бы

  • Нэля Ишметова
    25.05.2015 в 16:02

    Я тоже полностью согласна с авторами статьи. Надо больше свободы давать детям. Ребенок таким образом больше и быстрее познает мир

  • Николаева Ксения
    20.05.2015 в 23:58

    Правильная статья. Ребенку жить в этом мире-ему нужно предоставить свободу для действий. Не страшно если ребенок упадет или испачкается-это опыт. Научился ползать-ползай по всей квартире-хочешь потрогать колючую ветку -трогай. Такой подход обеспечил моему ребенку хорошее развитие физическое и умственное.

  • Елена Макаренко
    20.05.2015 в 14:33

    Я согласна с выше написанным комментарием, мы когда приходим в гости к бабушке и дедушке у них в доме есть ступеньки так она начинает по ним то подниматься то спускаться а когда ей хотят помочь она говорит "я сама"

  • Ольга
    21.03.2014 в 13:35

    Впринцепи я согласна с тем что дети сами для себя должны делать открытия, а то может и интерес пропасть.

Полезная информация для мам