Играйте
и развивайтесь
с Тёмой!
Экскурсия по сайту
Не показывать никогда

Уход за детьми
Наше производство

Узнайте как производится биотворог «Тёма»
Смотреть видео

Гаджеты: польза или вред для ребенка

Гаджеты: польза или вред для ребенка

О положительном и отрицательном влиянии телевизора и компьютера на детей, в том числе в возрасте до 3-5 лет, написано множество статей – есть они и на нашем сайте. Но как быть с современными гаджетами: мобильными телефонами, смартфонами, планшетами, плеерами и т.п. – есть ли здесь свои особенности, на которые нужно обратить внимание?

Ищите баланс в отношениях с техникой

Наверное, многие видели гуляющий в интернете удивительный видеоролик с девочкой лет 2 от роду в главной роли. В нем кроха, стоя у окна, касается стекла большим и указательным пальцами руки и… делает характерный жест, знакомый всем по сенсорным экранам, когда нужно увеличить фотографию или изменить масштаб карты. Иными словами, ребенок, который даже ходит еще с трудом, уже настолько привык к тачскринам, что окно воспринимает как очередной огромный сенсорный дисплей…

Сторонники традиционного воспитания будут наверняка в ужасе от увиденного – и прочитают лекцию о вреде доступа ребенка к гаджетам. В чем-то они, конечно, правы. Ситуацию из сюжета сложно назвать нормальной: малыш, как бы там ни было, должен понимать, какую картинку «демонстрирует» окно. Но перегибать палку нельзя. Современный ребенок к 3-4 годам должен знать про смартфон, планшет, электронную книгу – и уметь ими пользоваться на базовом уровне (особенно с учетом интуитивно понятных интерфейсов). Просто в этой ситуации важно найти баланс между крайностями: нельзя оградить малыша от прогресса, но нужно не позволить развиться в нем зависимости от плодов этого прогресса…

Упор на главных функциях

С чего начать? Естественно, со знакомства ребенка с новой для него техникой. Покажите свой телефон или планшет, расскажите, зачем они нужны – причем упор сделайте на основных функциях. Например, мобильник необходим в первую очередь для звонков родным и близким, друзьям, коллегам. Подтвердите это, набрав, например, любимую бабушку – пусть малыш пообщается с ней, для него это уникальный опыт: бабушки не видно, а голос ее слышно! В этой ситуации, кстати, можно привить навыки телефонного этикета: что сначала здороваются, интересуются у собеседника, удобно ли ему говорить в данный момент, узнают, как дела, а в конце разговора вежливо прощаются и желают удачи. Для ребенка это будет настоящей игрой, которая со временем войдет в привычку!

С планшетом чуть сложнее – его цели и задачи более разносторонние. Но опять же поясните, что вы его используете, прежде всего, для дела: узнать информацию в интернете, прочитать письма, создать заметки по планам на ближайшие дни и т.д. А игры или просмотр видео – это, как и в случае с продвинутым телефоном, лишь бонус, который помогает скоротать время… И так с остальными гаджетами, что есть в доме: электронной книгой, mp3- и DVD-плеерами, фоторамкой, фитнес-трекерами, «умными» часами, элементами системы «умного» дома и т.п.

Игра игре рознь

Конечно, придумать цели таких устройств для ребенка затруднительно – все-таки у малыша нет потребности кому-то звонить самому или планировать дела. Но это не значит, что разрешать их использовать ему нельзя! Вот только речь совсем не об играх или бесконечных мультиках, а об обучающих программах. Сегодня для любой операционной системы гаджетов можно найти тысячи приложений для самых маленьких, которые не просто развлекают ребенка, а помогают развитию. Например, предлагают найти на картинке заданные цвета, геометрические формы, буквы и цифры, соединить точки в определенной последовательности, правильно выбрать название животных на фото. Все это в доступной форме с красочными персонажами (нередко из любимых мультфильмов) и приятной музыкой помогает усваивать новую информацию, учиться наблюдательности и усидчивости, развивает внимание и воображение. Да и приложения создаются в привязке к возрасту: вы найдете среди них и те, что будут интересны 2-летнему чаду, и те, что увлекут малыша возрастом 4 года.

Также поищите для своего гаджета различные детские книги. Причем не только традиционные, где по сути просто представлены отсканированные страницы с текстом и картинками, но и современные интерактивные, где по клику запускается познавательное видео или мелодия, меняется внешний вид персонажей, происходят другие изменения – все это наверняка приведет малыша в настоящий восторг и сделает чтение мамой или папой сказки еще более увлекательным!

Пробуйте новые технологии…

А иногда можно заинтересовать даже не очевидными для использования детьми функциями – например, фото- или видеокамерой. Покажите, как они работают, какую кнопку нажимать для запуска приложения, как посмотреть результат своего труда. Даже 3-летний малыш освоит это! И пусть полученная фотография или ролик будут далеки от шедевра, но первые шаги будут сделаны. А они помогут привить малышу любовь к такому виду творчества наравне, например, с рисованием или лепкой из пластилина, что только в плюс для формирования художественного вкуса и полета фантазии маленького творца.

Не меньший интерес вызывают и другие технологии – трекеры или GPS-системы. Погуляйте с малышом, а потом дома выведите на экран планшета данные о том, сколько он шагов сделал за время похода по ближайшему парку, покажите на карте маршрут, по которому вы вместе прошли, найдите данные, например, о самой высокой точке вашей прогулки. Все эти вещи удивят ребенка, заинтересуют и будут мотивировать к продолжению физической активности – а это хорошая основа для здорового и спортивного образа жизни. Идеальный пример того, какую пользу принесут гаджеты в жизнь малыша!

Формируйте правильное отношение

Конечно, на этом фоне отказаться от развлекательных игр вряд ли получится (особенно если родители и сами не прочь убить время за очередными злобными птичками). Но ваша задача в данной ситуации – сформировать у ребенка к ним правильное отношение. Это всего лишь забава на непродолжительное время – она не должна замещать собой развивающие игры, чтение, прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, спорт и т.п. Потому играть в обычные игры можно, но недолго (не более 20-30 минут в день) – и поддаваться на уговоры «еще немного, мам!» нельзя. При этом многие психологи предлагают еще и сделать их доступными для малыша только после выполнения им определенных заданий: убрал сам игрушки, съел всю кашу, помог взрослым в чем-то несложном по дому. Такой подход заложит в ребенке понимание, что ничего в жизни не достается просто так – и желанное нужно заслужить.

Отдельный разговор про гаджеты в плане отвлечения. Если ребенок устроил истерику, плачет или хнычет, не может долго высидеть в очереди в поликлинике или нудит в длительной поездке на машине, такие устройства могут великолепно успокоить его, отвлечь от насущной проблемы. Решение это столь простое, что… попросту опасное. Многие родители, заметив связь между вручением в маленькие пальчики смартфона и планшета и успокоением чада, начинают злоупотреблять подобным шагом. В итоге малыш не просто отвлекается от проблемной ситуации, а замещает гаджетом окружающую действительность!

Используйте только по необходимости

И чем дальше запустить эту ситуации, тем сложнее будет ее исправить. В какой-то момент ребенок начнет плохо себя вести с одной целью – чтобы получить заветный мамин телефон в пользование. И на всякие запреты или ограничения в этом вопросе реагирует резко отрицательно. Потому использовать отвлечение при помощи современных устройств нужно изредка и только тогда, когда все остальные приемы уже исчерпаны. Например, в той же поездке не выдавайте планшет с мультиками сразу, как тронулись, а лишь после того, как вы обсудили с малышом сменяющиеся пейзажи за окном, поиграли в словесные игры, вспомнили цифры или буквы и т.д.

Отдельный вопрос в этом случае – нужно ли покупать ребенку отдельный гаджет? Если речь о малыше 3-4 лет, то ответ однозначный: нет. Завести свой телефон можно годам к 6-7 – и то предельно простой кнопочный, который будет выполнять именно функцию звонилки, и не более. Планшета, пусть даже позиционируемого как детский (с особым дизайном, долговечными материалами и специальным набором приложений), это тоже касается. Свое психологически воспринимается крохой как близкое, а потому менее подверженное ограничениям или запретам – а папин или мамин смартфон все равно остаются папиным или маминым, потому и играть с ним можно недолго…

Действуйте комплексно

Ну, и напоследок несколько простых советов, которые помогут вам сформировать гармоничное отношение ребенка ко всем современным гаджетам:

  • подавайте пример: используя устройства по предназначению, а не для пустого серфинга по соцсетям или бездумной игры, вы как родитель задаете малышу самую правильную модель обращения такой техники;
  • уделяйте время: даже когда вы передаете гаджет в руки ребенка, лучше не оставлять его с ним наедине – играйте с ним вместе, читайте, смотрите видео, что сблизит вас и повысит уровень доверия со стороны малыша;
  • рассказывайте, как правильно: ребенок должен играть с техникой не только ограниченное время, но и правильно держать ее (на расстоянии от глаз 40-50 см), сидеть с ней (лучше класть ее на стол или подставку) и т.п.;
  • увлекайте иными занятиями: упомянутое рисование карандашами или мелками, пластилин, аппликации, конструкторы, развивающие игры, ребусы и головоломки, настольные игры – это все не заменит ни один гаджет;
  •  поощряйте общение: каноническая ироничная картинка, когда все люди в толпе уткнулись в свой смартфон, для детей не подходит – пусть даже игры с такими устройствами будут коллективными с его друзьями;
  • увеличивайте физическую нагрузку: длительные сидение на одном месте и работа с дисплеем могут негативно отразиться на здоровье, потому почаще гуляйте, проводите разминки, запишите чадо в какую-то секцию;
  • следите за режимом дня: помимо упомянутых ограничений по времени обращения с гаджетами нужно еще помнить, что их нельзя выдавать перед сном, едой или занятиями, чтобы не перевозбудить детскую психику;
  • контролируйте: в случае с самыми маленькими детьми оставлять технику без присмотра не стоит (это убережет и саму ее от «травм»), а детворе постарше объясните, что брать даже знакомые гаджеты без спросу нельзя;
  • настройте устройство: гаджет и телефон, и браузер, и почтовый клиент, и медиацентр, и ключ от банковских карт, и сейф с личной информацией – оцените, получит ли чадо доступ к ненужным функциям, и оградите от них.


И помните: все гаджеты придуманы для того, чтобы сделать жизнь комфортнее и удобнее – но это не означает, что без них нельзя прожить! Донесите эту мысль до своего малыша, подтвердите периодическими «паузами» в отношениях с техникой – и вы получите с его стороны здоровое отношение к современным технологиям: они будут для него не целью, а инструментом. Что и требовалось доказать!

Комментарии к статье (8)

  • Василий Москва
    18.05.2015 в 23:16

    Тут главное самим уметь пользоваться всем этим и проводить границе между реальностью и виртуальным миром, а то дети смотрят в первую очередь на нас... Любое новое техническое решение можно применить во благо, не хотелось бы, чтобы они отставали своих ровесников в развитии от своих сверстников, освоивших это.

  • Людмила
    11.05.2015 в 14:39

    не даю гаджеты ребенку, лучше гулять пойду или пластилин полепим!

  • Константин Волгодонск
    06.05.2015 в 15:38

    Я против гаджетов для малышки,но она так и тянется к телефонам,пультам,ноутбуку и планшету,прям манят они ее,мультики включаем иногда,а так конечно хотелось бы подольше оградить ее от всех этих гаджетов...

  • Антон-Наталья Лабинск
    29.04.2015 в 13:54

    Гаджаты хорошие помощники - этого отрицать нельзя, однако я согласна со статьёй, в том, что необходим баланс. Мы именно - этого и придерживаемся, поэтому дочка любому гаджету предпочтёт прогулку!

  • Наталья Москва
    27.04.2015 в 15:36

    Я не считаю нужным очень рано приучать ребенка к телевизору и компьютерным играм. Он успеет наиграться в более сознательном возрасте. Телевизор у нас очень дозированно. Зато аудиокниги, музыка, красивые книжки - сколько угодно.

  • Ольга Москва
    26.04.2015 в 12:06

    Большое удивление у наших бабушек вызвало то, что дочь в 1,5 года лучше них разбирается в планшете и телефоне ))) Когда бабушки "боятся" случайно не туда нажать, ребенок за 5 секунд находит нужную папку и открывает рисовалку или игру. Детки сегодня очень быстро развиваются и подражают родителям. Но я, все же, за ограничения в использовании таких гаджетов малышами.

  • Екатерина Ставрополь
    23.04.2015 в 12:35

    нам всего 10 месяцев, но мы уже умеем включать телевизор, играем с телефоном и планшетом, но только в игрушки которые помогают ребёнку развиваться, сейчас много всяких игрушек для детей. но при этом мы рисуем красками и мелками. статья полезна .спасибо

  • Катя
    16.04.2015 в 12:10

    Любимые игрушки малыша, телефон и пульт)

Ваш комментарий

Дневник малыша

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас