Играйте
и развивайтесь
с Тёмой!
Экскурсия по сайту
Не показывать никогда

Уход за детьми
Наше производство

Узнайте как производится биотворог «Тёма»
Смотреть видео

Какую выбрать мозаику

Какую выбрать мозаику

Для ребенка мозаика является отличной развивающей и творческой игрушкой – никак не менее полезной, чем то же рисование (в том числе мелками), лепка из пластилина или собирание конструкторов. И ко всему прочему она по-настоящему универсальна – если грамотно подойти к выбору мозаики, то она будет интересна и малышам до года, и детворе дошкольного возраста.

Что собой представляет мозаика? Это создание из множества небольших деталей большого узора – классические витражи или декоративная плитка лучшие тому примеры из «взрослой» жизни. Именно поэтому, кстати, популярные паззлы не являются мозаикой – это совершенно отдельный вид игры: тоже необходимый для развития, но воздействующий на организм и психику ребенка несколько иным образом. А вот мозаика – это классика детского творчества: улучшает мелкую моторику, учит усидчивости, помогает освоить цвета и форму, прививает хороший художественный вкус, улучшает воображение, помогает образному мышлению и учит планированию своих действий.

Ориентируйтесь на возраст

Видов мозаики для детей существует огромное множество, но все они по сути сводятся к одному простому правилу: собрать из огромного количества плоских деталей, фишек (кружочков, квадратиков, прямоугольников, треугольников), некую картину (заданную заранее или придуманную ребенком). А вот в зависимости от типа такой игры могут отличаться нюансы: детали собираются на любой плоской поверхности или на специальной площадке, каким образом они крепятся друг к другу, какие размеры деталей, есть ли шаблоны производителя для «рисования» и т.п.

Как же сориентироваться и что подобрать своего любимому чаду? Главное в этой ситуации – отталкиваться от возраста малыша. Потому все мозаики разделяются на возрастные группы:

  • до года

В это время ребенок крайне далек от творчества как такового – ему в принципе не под силу осознанно создать узор или тем более сложный сюжетный рисунок. Ему гораздо интереснее просто изучать свойства нового окружающего мира! Потому он с удовольствием покрутит в руках фишки мозаики, рассмотрит и попробует их на вкус, его наверняка заворожит свойство элементов сцепляться друг с другом благодаря специальным прорезям на боковинах. Из всего этого следует несколько выводов. Во-первых, мозаика для этого возраста должна иметь крупные детали, чтобы пальчики малыша легко их удерживали и чтобы ребенок их не проглотил (диаметр 6-8 см). Кстати, увлекаться большими наборами не стоит – сейчас достаточно буквально 30-40 фишек. Во-вторых, никакой площадки не нужно – выкладывать мозаику лучше на полу. В-третьих, форма деталей должна быть простой (те самые круг, треугольник, квадрат), а их окраска яркой, но не ядовитой (выбирайте классические цвета). И еще: с ребенком нужно обязательно играть – не стесняйтесь помогать ему и даже удивлять, складывая из фишек солнышко или цветочек, показывая принцип работы с мозаикой.

  • от года до двух

Ребенок еще продолжает познавать мир, но уже не прочь поиграть и, самое важное, попробовать создать что-то новое, свое. Конечно, это утверждение не нужно понимать буквально – «свое» является просто подражанием, копированием увиденного. Но отсюда делаем выводы и насчет типа игрушек. Так, малыш с удовольствием воспримет мозаику, где нужно дополнить рисунок. Например, на площадке с изображением паровозика предусмотрены пазы для вкладывания туда фишек определенной формы и определенного цвета. Такая игра, с одной стороны, научит ребенка правильно сопоставлять размеры элементов и их цвет с основным полем. С другой, позволит почувствовать себя творцом – раньше была «неполноценная» картинка, с пробелами, теперь благодаря собственным усилиям «настоящая», вся закрашенная! Можно также обратить внимание на мозаики с бесцветным узором (их необходимо полностью заполнить фишками на свой вкус), со сменными шаблонами (для разнообразия), а также на описанные в категории «до года», но более продвинутые: с увеличенным количеством деталей более сложной формы и уменьшенного размера (в среднем 6 см).

  • от двух до трех лет

Интерес к слепому копированию постепенно угасает, а желание творить напротив возрастает. Потому в данном возрасте можно смело попробовать классические мозаики «с ножками». В них фишки имеют небольшие штырьки в основании, чтобы можно было при их помощи крепить детали к специальным отверстиям на идущей в комплекте площадке (нередко встречаются модели наоборот, где ножки – на площадке, а элементы, имея для них отверстия, по сути надеваются на нее). При этом, как правило, в такой мозаике уже нет шаблонов: просто поле, усеянное множеством дырочек, – втыкай фишки, как душе угодно! Благодаря этому ребенок может создавать из них любые узоры, орнаменты и рисунки. Также нужно отметить, что детали могут отличаться от набора к набору: как разной формы, так и одинаковой (только небольшие кружочки, например), чтобы предоставить еще больший полет для творчества. Подобные мозаики хороши и тем, что их можно ставить вертикально – фишки-то не посыплются (потому при выборе оцените, насколько надежно они крепятся к площадке и легко ли цепляются)! Да и сами фишки, в который уже раз, становятся мельче – от 1 до 4 см в диаметре.

  • три года и старше

Можно смело сказать, что ребенок этого возраста спокойно освоит практически любую мозаику (при наличии навыков игры с ней, конечно). Потому выбор у вас максимально широкий. Огромные штырьковые мозаики, большие наборы сцепляемых фишек без площадки, при этом количество деталей максимально (от 60-80 и выше), и они уже действительно небольшие (от 1 см в диаметре) и любой формы. Также в этот период малыша наверняка заинтересуют магнитные мозаики, в которых фишки крепятся к металлизированной площадке без каких-то «ножек», гвоздиков или пазов – сами свойства магнита вызовут бурю эмоций (одно только складывание мозаики на том же холодильнике чего стоит!), а перетаскивание элементов по площадке очень легкое и удобное. Для детворы постарше, уже детсадовского возраста, попробуйте и развивающие комплекты, в которых все еще есть шаблоны-рисунки, но заполнять их деталями нужно не по просто цвету, а… по цифрам. То есть в места, где написано «1», нужно цеплять фишки белого цвета, где «2» – желтого и т.д. Это поможет малышу быстрее освоить цифры и научиться их различать.

Оценивайте качество комплексно

Помимо возрастных рамок (которые в чем-то условны) обязательно при покупке оцените качество предлагаемой мозаики по нескольким критериям:

  • экологичность: проверьте сертификаты производителя, откажитесь от выбора игрушки неизвестной фирмы без надлежащей упаковки;
  • изготовление: убедитесь, что у деталей нет характерного химического запаха, облоя и заусенцев, краска выдерживает растирание и намокание;
  • надежность: фишки крепкие, не хрупкие, крепления должны неоднократно выдерживать процесс соединения, а площадка – удары и падения;
  • удобство: процесс крепления всех элементов мозаики должен быть под силу даже детским пальчикам, все снимается и надевается легко и просто.


И традиционное напутствие напоследок: ни одна, даже самая качественная и интересная мозаика не заменит ребенку общения с его любимыми родителями. Потому старайтесь обязательно играть с малышом, собирая сложные узоры, «рисуя» фишками его любимых персонажей из сказок или мультиков, придумывая целые сюжеты тому, что чадо изобразило вместе с вами на мозаичной площадке. Именно в таком случае подобная игрушка принесет действительно максимум пользы для развития вашего ребенка!

Комментарии к статье (2)

  • Борис
    17.03.2015 в 16:50

    мозайка помогает развитию мелкой моторики! мы еще цвета учимся с помощью нее различать!

  • Елена
    10.03.2015 в 11:35

    как раз собирались мозайку покупать! Спасибо вам за советы)

Ваш комментарий

Дневник малыша

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас