Играйте
и развивайтесь
с Тёмой!
Экскурсия по сайту
Не показывать никогда

Уход за детьми
Наше производство

Узнайте как производится биотворог «Тёма»
Смотреть видео

Играем и учимся общаться

Играем и учимся общаться

Вместе с мамой

Выход в «большой мир», к социализации, начинается с прогулок ребенка в обществе других детей. Интересно, что в два года малыш еще не нуждается в обществе сверстников, хотя и интересуется их занятиями: дети могут с удовольствием играть рядом, но не вместе, обходясь без общения и взаимодействия.

Чем старше ребенок, тем больше он готов общаться с другими детьми, но средств общения ему пока недостаточно, и тут понадобится помощь мамы. Она становится своеобразным «переводчиком» между малышом и новым для него миром общения. Оказавшись на детской площадке в новой для него ситуации общения с другими детьми, даже неплохо говорящий малыш может не суметь донести свою мысль или начать эмоционально реагировать на происходящее, и лучший способ помочь ему – уточнить: «Ты хочешь это ведерко? Ты хочешь поиграть с мальчиком?»

Поддержка будет более эффективной, если мама использует приемы активного слушания, развивает мысль ребенка относительно ситуации, умеет не только «озвучить» происходящее, но и предложить варианты решения. Малыш будет чувствовать себя увереннее, постепенно научится различать и понимать свои чувства, справляться с ними – таким образом, в ситуациях общения будет развиваться его эмоциональная сфера. И наоборот, малыши, не получившие поддержки в играх и общении, чаще ровесников склонны к нарушениям поведения, агрессии и замкнутости.

Кстати, психологи уверены, что нельзя забывать об играх, стимулирующих мелкую моторику. Развитие тонких движений рук благотворно влияет и на развитие мозга малыша, его речевых способностей. Пальчиковые игры, нанизывание на шнурок крупных бусин, игры с различного размера деталями конструктора и принципами соединения, выкладывание фигур из счетных палочек – все эти приемы помогут улучшить коммуникативные навыки.

Как связаны механизмы речевой и двигательной функции? Эту взаимосвязь легко проследить в истории развития человеческого общества: первой формой общения были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами. Во многих языках до сих пор сохранились слова, которые произносятся в сочетании с жестом, например, слово «на» (возьми) в русском языке. Иначе говоря, развитие функций руки и речи шло параллельно, и, следовательно, эти функции должны развиваться взаимосвязанно.

Первые конфликты: «Это мое!»

Первые конфликты обычно возникают на почве «собственничества»: двухлетний малыш еще вряд ли поймет, что не стоит посягать на чужие игрушки, и одновременно он еще не готов отдавать свои. Именно поэтому первым и главным правилом для общей игры становится «Давай меняться!», и если мама будет рядом в нужный момент, она сможет объяснить все прелести временного обмена: можно ненадолго расстаться со своей игрушкой, но зато получить в свое распоряжение что-то новое.

И, конечно, не стоит считать жадностью нежелание малыша меняться – он имеет на это право. Зато показать ему преимущества этой игры можно и нужно: для начала попробовать меняться дома, друг с другом, проговаривая вслух правила обмена и отмечая его плюсы: «Мы поменялись. Теперь у меня машинка, а у тебя кубики! Можешь построить из них башню».

Давай играть вместе?

Чем старше ребенок – тем интереснее ему общаться с ровесниками: постепенно дети понимают, что игра станет увлекательнее, если действовать вместе. Но и тут малышу понадобится мамина помощь. Часто родителям стоит «расшифровать» ребенку действия других детей или задавать общее направление игры, напоминать ребенку о необходимости выражать свои эмоции словами, а не криком или действиями, чтобы избежать конфликтов.

В процессе совместной игры дети начинают различать общение и сотрудничество: ведь важно не только договориться о правилах и соблюдении этих договоренностей, но и менять эти правила в процессе в зависимости от обстоятельств, а также оказывать помощь и принимать ее. Так, например, в одиночку построить замок в песочнице – нелегкая задача, а если пытаться делать это втроем – придется вслух решить, кто строит основную башню, а кто роет ров, и как действовать так, чтобы не мешать друг другу. Такая групповая сюжетно-ролевая игра – отличный инструмент для развития коммуникативных навыков и социальных умений.

Комментарии к статье (3)

  • Кенюль Уфа
    04.05.2015 в 12:13

    тема кстати...

  • Борис
    17.03.2015 в 16:39

    Конечно нормальное! я теперь тоже об этом знаю!

  • Антонина
    28.03.2014 в 12:17

    А меня всегда беспокоило то что ребенок не хочет делиться своими игрушками, оказывается это нормальное явление.

Ваш комментарий

Дневник малыша

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас