Играйте
и развивайтесь
с Тёмой!
Экскурсия по сайту
Не показывать никогда

Уход за детьми
Наше производство

Узнайте как производится биотворог «Тёма»
Смотреть видео

Детский сад: как помочь ребенку адаптироваться в новой среде

Детский сад: как помочь ребенку адаптироваться в новой среде

Вопросу о том, нужен ли детский сад для полноценного воспитания, посвящены сотни и тысячи статей и книг — и однозначного ответа все равно нет. Но если вы, взвесив все «за» и «против», решили, что садику быть, то вам наверняка придется столкнуться с базовой для родителей проблемой. Звучит она кратко: как сделать, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла как можно легче?

Самый простой способ — это отдать ребенка на попечение воспитателей, как говорится, без разговоров. Утром сдали, вечером забрали — и так раз и навсегда. Но, конечно, такой прием нельзя назвать приемлемым. Ведь вы практически со стопроцентной гарантией столкнетесь с детскими слезами, истериками, скандалами. А вызванный стресс напрямую отразится и на здоровье ребенка, и на его отношении к вам. Стерпится, слюбится, малыш привыкнет? Возможно. Но серьезная психологическая травма останется на всю его жизнь. Потому лучше качественно подготовиться к походу в детский сад.

Условно говоря, можно подготовку разделить на два периода:

  • до первого визита в детский сад:
  • во время регулярного посещения детского сада.

И потому говорить о каждом из них лучше по отдельности.

До

Когда начать готовить ребенка к посещению садика? Чем раньше, тем лучше. Например, хотя бы за полгода до запланированной отправки в детсад начните аккуратно, мягко, но постоянно рассказывать малышу о скорой перспективе.

Поясните:

  • что такое детский сад (место, где много детей играют, гуляют, учатся, кушают и спят под присмотром взрослых);
  • зачем он нужен (чтобы ребенок становился самостоятельным, умным, сильным, взрослел и набирался знаний)
  • почему туда нужно ходить (чтобы у малыша появилось много друзей, с которыми он весело и с пользой проведет время, пока родители на работе);
  • чем там занимаются дети (живут по определенному режиму, играют, гуляют под присмотром воспитателей, мастерят различные поделки и т.д.);
  • как долго они там находятся (поначалу час-два, позже целый день, а папа или мама их отводят и потом в условленное время обязательно забирают);

и тому подобное.

Единственное ограничение — не стоит перехваливать садик, обещая, что там все будет очень хорошо, у него будет куча друзей, а вокруг будут исключительно любящие его воспитатели и нянечки. Правда жизни немного отлична даже в лучшем заведении, потому ребенок испытает в первый момент разочарование. А первое впечатление уже не изменить...

Не лишним в такой ситуации также подобрать книги или журналы с фотографиями детского сада, найти сказку, фильм или мультик, где описан быт детсадовцев. В конце концов, продемонстрируйте реальный садик, куда малыш будет ходить: покажите здание, пройдите по будущему ежедневному маршруту, если получится — загляните внутрь и познакомьте с будущим воспитателем. А еще введите дома режим еды, сна, игр и прогулок хотя бы приблизительно «как в садике». Все эти моменты помогут ребенку насколько это возможно осознать, чем является детский садик, а главное — понять его неотвратимость. Только неотвратимость не должна быть критической! Приложите все усилия, чтобы чадо заинтересовалось и захотело туда пойти. Понятно, что это сложно, но иначе нельзя.

Впрочем, разговорами подготовка к садику на стадии «До» не ограничивается. Важно самостоятельно начать активную социализацию ребенка. Если его круг общения до поступления в детсад ограничивается семьей, ближайшими родственниками и друзьями семьи, вы наверняка столкнетесь с непониманием с его стороны, что за люди вокруг появились и зачем с ними взаимодействовать. В итоге малыш не слушается воспитателей, игнорирует других детей, и оставить его в саду даже на пару часов не представляется возможным.

Как социализировать чадо, чтобы ему было легче в обществе? Самое главное: этим надо заниматься в комплексе. Потому следуйте примерному списку правил:

  • поощряйте знакомство малыша с другими детьми в песочнице, на прогулке в парке, в зоопарке или театре, игры с ними;
  • следите, как он общается со сверстниками, отмечайте и реагируйте на все проблемные места (застенчивость, жадность, навязчивость, агрессия);
  • расширяйте круг знакомых ребенку взрослых, поясняя, как себя надо вести с незнакомыми и как со знакомыми (слушаться их, помогать им и т.п.);
  • почаще оставляйте его с бабушками-дедушками, тетей или дядей, близкими друзьями, отправляйте гулять с ними или посещать интересные места;
  • повышайте самостоятельность (чтобы сам кушал и одевался, пользовался туалетом, засыпал, играл, знал свои вещи и наводил в них порядок).


Во время

Если подготовительная работа до садика проведена качественно и с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, можно смело говорить: половина дела сделана. Но — только половина! Ведь даже в идеальном случае дите в первые недели все равно испытает сильный шок, от этого никуда не деться. Потому успокаиваться, что все сделали правильно, нельзя — продолжайте работать с малышом дальше.

В первую очередь — снова разговоры. За несколько дней до первого визита в детсад напомните ребенку об этом, расскажите, как пройдет его первый день, что вы будете делать и когда оттуда заберете — и затем повторите разъяснительную беседу несколько раз. Начать само посещение лучше с пары часов в день — даже привыкший к посторонним взрослым малыш при более длительном отсутствии родителей поначалу будет испытывать тревогу и страх. И лишь со временем визиты можно удлинять: на пару часов, на покушать, на погулять и поспать и т.д.

Неплохо может сработать в начальное время привязка детей к садику при помощи ценных для него вещей:

  • позвольте взять с собой одну из любимых игрушек, что поможет скрасить возникшее одиночество, пока ребенок не привыкнет к новым для него общественным игрушкам;
  • купите два одинаковых комплекта красивой пижамы, один из которых используется дома, а другой — в садике, что даст маленькому человечку ощущение сна почти «как дома»;
  • обязательно сохраняйте дома все плоды творчества, которые малыш принес из детсада: рисунки, лепные фигурки, аппликации, вырезки — их ценность в ваших глазах повысит для ребенка ценность самого садика.


Также обязательно заведите в семье строго определенный ритуал, связанный с посещением детского садика:

  • за полчаса до выхода начинайте собирать малыша, вовлекая его в этот процесс: чтобы он нашел свою одежду, игрушки, сходил в туалет и т.д.;
  • научите красиво прощаться с домашними: помахать рукой бабушке, обнять и поцеловать папу или маму, сказать им какие-то трогательные слова;
  • приходите к открытию садика: если привести ребенка, когда полно детворы, он может сначала испытывать дискомфорт в новом для себя месте;
  • обязательно прощайтесь с ним перед уходом, но не затягивайте: бесконечные «до свидания, мой ненаглядный, все будет хорошо!» лишние;
  • прощайтесь четко, не поддавайтесь на уговоры, ребенок должен понимать: вы точно уйдете и это не зависит от громкости крика или количества слез;
  • перед расставанием говорите, что вы его любите и обязательно вернетесь, причем поясняйте, когда: когда он погуляет с ребятами, покушает, поспит;
  • забирайте из садика без опозданий, в точно оговоренное время.


А чтобы комплексно объять проблему привыкания к детскому саду, возьмите за правило компенсировать потерянное совместно проведенное с малышом время. Для этого нужно:

  • больше гулять по вечерам и играть дома всей семьей;
  • почаще водить ребенка в интересные места (зоопарк, кукольный театр);
  • расспрашивать о его делах в детском саду во всех подробностях;
  • интересоваться детсадовскими друзьями и отношениями с воспитателями;
  • рассказывать о работе и делах, сделанных в то время, пока он был в саду;
  • хвалить другим взрослым в его присутствии за его успехи там.


А вот поощрять подарками за посещение детского садика не стоит. Это формирует неправильную мотивационную модель и со временем банально перестает работать. Также нельзя и пугать детсадом, наказывать им — в таком случае ни о каком позитивном восприятии этого места и речи быть не может!

Ну, и конечно, следите, чтобы ребенок ходил в сад здоровым, выспавшимся, полным сил, в удобной и комфортной одежде. Недостаток этого значительно усиливает стресс вашего любимого чада — и осложняет процесс адаптации.

Комментарии к статье (5)

  • Екатерина Екатеринбург
    26.05.2015 в 19:36

    Спасибо!!! Мы как раз собираемся в садик, надеюсь с вашими советами адаптация пройдет легче!

  • Александра Мурманск
    20.05.2015 в 00:16

    Спасибо за советы! С сентября у нас подойдет этот жизненный период, беспокоюсь за малышку свою ужасно!!!! Возьму на заметку ваши советы, так может все пройдет более менее гладко!)))

  • Ольга Палкино
    04.05.2015 в 17:12

    Интересные советы! Спасибо!! Попробуем воспользоваться вашими советами!!! Думаю, очень помогут))

  • Елена Брянск
    15.04.2015 в 14:36

    Да, статья на самом деле очень полезная. Мы всего неделю назад пошли в ясли. Вопрос адаптации для нас ещё очень актуален.

  • Нэля Уфа
    15.04.2015 в 12:04

    Спасибо большое за весьма ценные советы. Прошлись по всем актуальным моим вопросам)))

Ваш комментарий

Дневник малыша

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас