Ваш город: Москва
Ваш город — Москва?

Играем и учимся общаться

  • 3
  • 25559
  • 2015-04-01 10:05:26
  • Детский сад. От двух до трех
Играем и учимся общаться

Вместе с мамой

Выход в «большой мир», к социализации, начинается с прогулок ребенка в обществе других детей. Интересно, что в два года малыш еще не нуждается в обществе сверстников, хотя и интересуется их занятиями: дети могут с удовольствием играть рядом, но не вместе, обходясь без общения и взаимодействия.

Чем старше ребенок, тем больше он готов общаться с другими детьми, но средств общения ему пока недостаточно, и тут понадобится помощь мамы. Она становится своеобразным «переводчиком» между малышом и новым для него миром общения. Оказавшись на детской площадке в новой для него ситуации общения с другими детьми, даже неплохо говорящий малыш может не суметь донести свою мысль или начать эмоционально реагировать на происходящее, и лучший способ помочь ему – уточнить: «Ты хочешь это ведерко? Ты хочешь поиграть с мальчиком?»

Поддержка будет более эффективной, если мама использует приемы активного слушания, развивает мысль ребенка относительно ситуации, умеет не только «озвучить» происходящее, но и предложить варианты решения. Малыш будет чувствовать себя увереннее, постепенно научится различать и понимать свои чувства, справляться с ними – таким образом, в ситуациях общения будет развиваться его эмоциональная сфера. И наоборот, малыши, не получившие поддержки в играх и общении, чаще ровесников склонны к нарушениям поведения, агрессии и замкнутости.

Кстати, психологи уверены, что нельзя забывать об играх, стимулирующих мелкую моторику. Развитие тонких движений рук благотворно влияет и на развитие мозга малыша, его речевых способностей. Пальчиковые игры, нанизывание на шнурок крупных бусин, игры с различного размера деталями конструктора и принципами соединения, выкладывание фигур из счетных палочек – все эти приемы помогут улучшить коммуникативные навыки.

Как связаны механизмы речевой и двигательной функции? Эту взаимосвязь легко проследить в истории развития человеческого общества: первой формой общения были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами. Во многих языках до сих пор сохранились слова, которые произносятся в сочетании с жестом, например, слово «на» (возьми) в русском языке. Иначе говоря, развитие функций руки и речи шло параллельно, и, следовательно, эти функции должны развиваться взаимосвязанно.

Первые конфликты: «Это мое!»

Первые конфликты обычно возникают на почве «собственничества»: двухлетний малыш еще вряд ли поймет, что не стоит посягать на чужие игрушки, и одновременно он еще не готов отдавать свои. Именно поэтому первым и главным правилом для общей игры становится «Давай меняться!», и если мама будет рядом в нужный момент, она сможет объяснить все прелести временного обмена: можно ненадолго расстаться со своей игрушкой, но зато получить в свое распоряжение что-то новое.

И, конечно, не стоит считать жадностью нежелание малыша меняться – он имеет на это право. Зато показать ему преимущества этой игры можно и нужно: для начала попробовать меняться дома, друг с другом, проговаривая вслух правила обмена и отмечая его плюсы: «Мы поменялись. Теперь у меня машинка, а у тебя кубики! Можешь построить из них башню».

Давай играть вместе?

Чем старше ребенок – тем интереснее ему общаться с ровесниками: постепенно дети понимают, что игра станет увлекательнее, если действовать вместе. Но и тут малышу понадобится мамина помощь. Часто родителям стоит «расшифровать» ребенку действия других детей или задавать общее направление игры, напоминать ребенку о необходимости выражать свои эмоции словами, а не криком или действиями, чтобы избежать конфликтов.

В процессе совместной игры дети начинают различать общение и сотрудничество: ведь важно не только договориться о правилах и соблюдении этих договоренностей, но и менять эти правила в процессе в зависимости от обстоятельств, а также оказывать помощь и принимать ее. Так, например, в одиночку построить замок в песочнице – нелегкая задача, а если пытаться делать это втроем – придется вслух решить, кто строит основную башню, а кто роет ров, и как действовать так, чтобы не мешать друг другу. Такая групповая сюжетно-ролевая игра – отличный инструмент для развития коммуникативных навыков и социальных умений.

Комментарии к статье (3)

  • Кенюль Гасанова
    04.05.2015 в 12:13

    тема кстати...

  • Борис Резников
    17.03.2015 в 16:39

    Конечно нормальное! я теперь тоже об этом знаю!

  • Антонина
    28.03.2014 в 12:17

    А меня всегда беспокоило то что ребенок не хочет делиться своими игрушками, оказывается это нормальное явление.