Играйте
и развивайтесь
с Тёмой!
Экскурсия по сайту
Не показывать никогда

Игры и развитие
Наше производство

Узнайте как производится биотворог «Тёма»
Смотреть видео

Полезные игрушки: советы эксперта

Полезные игрушки: советы эксперта

Купить игрушку для ребенка сегодня не составляет проблемы — выбор огромный! Но что предпочтительнее — плюшевые игрушки или пластмассовые, «напичканные» сложной электроникой или самые обыкновенные? Как правильно выбирать игрушки в соответствии с возрастом ребенка? Ответы на эти вопросы нам поможет выяснить руководитель отдела развития семейных форм воспитания Института Интегративной Семейной Терапии психолог Екатерина Жуйкова.

Е. Ж.: Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка. Но помимо этого необходимо учитывать, что кроме ведущей для этого возраста деятельности — той деятельности, которая сейчас дается ему лучше всего и за счет которой он развивается, еще есть зона ближайшего развития. На неё-то и надо ориентироваться, выбирая игрушку, т. е. игрушка должна идти на полшага впереди возможностей ребенка.

— Сколько игрушек должно быть у ребенка? С рождением ребенка часто наблюдается поток подарков для малыша. ... Но всегда ли оправдана такая щедрость? Нужно ли ребенку иметь десяток-другой игрушек?

Е. Ж.: Игрушек не должно быть много, но они должны быть разные. Одни быть направлены на стимуляцию мышления, внимания, памяти, моторики... Еще можно выделить отдельную группу игрушек, которые направлены на развитие коммуникаций и формирование различных социальных навыков. У ребенка должно быть хотя бы по одной игрушке разных типов. Если же у вас в детской скопилось десять машинок или двадцать конструкторов, то прячьте какую-то часть игрушек на 1-3 недели, а потом меняйте.

— Что нужно делать, если ребенок не проявляет интереса к каким-то игрушкам, в которые с удовольствием играют его сверстники?

Е. Ж.: Да так бывает, что какая-то игрушка не подходит, неинтересна или не нравится ребенку. Но, чаще случается, особенно с детьми раннего возраста, что им просто еще непонятно, что делать с «дарами», как они устроены и т. п. Большинство игрушек, которые входят в зону ближайшего развития, они как раз и требуют совместного со взрослыми освоения. Вообще, с точки зрения психологии — зона ближайшего развития ребенка — это то, что он не может делать сам, но может делать с помощью взрослого и взрослый тут необходим! И поэтому родители тоже должны ответить для себя на вопрос — готовы ли они, покупая игрушку, потом в нее играть с ребенком соответствующего возраста, его заинтересовывать, чтобы он развивался?! Или им важно, чтобы он все делал сам? Промежуточные варианты существуют. Например, наборы из пластмассовых деталей для моделирования разнообразных предметов. Они входят в зону ближайшего развития для очень многих возрастов по разным параметрам, но при этом очень часто дети сами могут играть.

— Существует мнение, что мягкие игрушки не приносят пользу ребенку, а только собирают пыль в детской.

Е. Ж. Мягкие игрушки в небольших количествах обязательно должны присутствовать в детской комнате. Если машинки, конструкторы, железные дороги нужны для исследовательского интереса, то плюшевые мишки или зайчики нужны для некоего эмоционального развития и комфорта, которые дети получают, просто прикасаясь к такой игрушке. Есть детки, которые спят в обнимку с мягкими игрушками, это их успокаивает, но, конечно, не все малыши в этом нуждаются. Поэтому тут очень важно, чтобы мягкая игрушка была безопасна по всем параметрам: обращайте внимание, прежде всего, на гипоаллергенность материала, из которого она сшита и на размер. Она не должна быть огромной, чтобы случайно во время сна не упасть на ребенка и не перекрыть дыхательные пути.

Многие девочки, подрастая, используют уже мягкие игрушки в ролевых играх в доктора, в школу и т. д. Эти игры имеет уже другое значение не столько эмоциональное, сколько социальное, потому что дети прикасаются к миру взрослых, играя!

— С какого возраста можно давать ребенку играть в электронные игрушки, компьютерные игры?

Е. Ж.: Принято считать, что это возраст — после трех лет. Сейчас существуют компьютерные игры и для очень маленьких деток, например, животные издают разные звуки, можно изучать буквы или геометрические фигуры. В небольших объемах это может быть полезно. В чем же кроется проблема? С точки зрения психологии, это очень легкий способ игры, легкий способ получения удовольствия и легкий способ развития — он требует очень мало усилий от ребенка. Считается, что это может развивать такую пассивную позицию сначала в игре, а потом и в жизни. Поэтому тут должна быть умеренность. А еще, опасность в том, что это устраивает не столько детей, сколько взрослых! Они устали после работы, они часто заняты домашними делами и ребенок, который учит английский язык, просто нажимая на кнопки, для них очень удобен! Но тогда получается, что ребенок другими способами не умеет ни играть, ни получать удовольствие! Так что просто больше играйте со своими детьми! Это огромная им помощь в умственном, физическом, речевом, эстетическом и эмоциональном развитии.

Комментарии к статье (2)

  • Ирина Новосибирск
    30.04.2015 в 20:02

    Я считаю, что игрушки должны соответствовать не только возрасту ребенка, но и его развитию. Многие родители, я думаю, обращали внимание на игрушки, на упаковке которых написано от 3-х лет, хотя ребенок в это, в лучшем случае, поиграет когда ему еле исполнился 1 год! Безусловно игрушки должны быть безопасны и разнообразны! Статья очень полезная!

  • Елена Пермь
    18.04.2015 в 21:59

    Очень полезная статья, тем более в наше время, когда витрины пестрят игрушками.

Ваш комментарий

Дневник малыша

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас