Играйте
и развивайтесь
с Тёмой!
Экскурсия по сайту
Не показывать никогда

Игры и развитие
Наше производство

Узнайте как производится биотворог «Тёма»
Смотреть видео

Как воспитывать интроверта

Как воспитывать интроверта

Ваш ребенок тихий, сторонящийся шумных компаний, застенчивый и замкнутый в себе? Вполне возможно, что перед вами так называемый интроверт – и потому к его воспитанию нужен совершенно особый подход. Только так вы поможете ему адаптироваться к обществу и стать успешным и счастливым во взрослой жизни…

Интроверт ли на самом деле?

Начать стоит с того, что «чистых» интровертов, как и чистых типов темперамента (вроде холерика, меланхолика или флегматика), встречается очень мало – в большинстве ситуаций человеку присущи лишь отдельные проявления подобного характера. Более того, в разговоре про маленького человечка в возрасте 2-3 лет вообще сложно с уверенностью говорить про интроверсию экстраверсию. Ведь до 5 лет идет активное формирование будущей личности, и малыш нередко меняет свои роли, маски, пробуя подстраиваться под окружающие ситуации: сейчас он заводила на детской площадке, а через полчаса уже присел в уголке и сосредоточился на одной игрушке, не замечая никого вокруг. Да и значимость воспитания и самовоспитания велика – под их воздействием в этом возрасте еще очень многие черты характера могут быть в заметной мере скорректированы…

Но кто же такой интроверт? Прежде всего, это человек, для которого внутренний мир гораздо важнее мира внешнего. Отсюда необычные особенности поведения интроверта. Он почти все время погружен в себя, задумчив, мечтателен, неохотно идет на контакт с другими людьми (в первую очередь ему незнакомыми), избегает публичности, а иногда даже производит впечатление нерешительного, ленивого, слегка заторможенного и, будем откровенны, «отмороженного» (хотя, конечно, это впечатление обманчиво). Ведь его реакция на неожиданные и яркие события замедленная и без особых проявлений эмоций – порой складывается ощущение, что он просто не успевает за другими и при этом ему все равно, что происходит вокруг.

Ребенок-интроверт не хуже других!

В случае с маленьким ребенком это выглядит, например, следующим образом: вы отправились с ним в цирк, а он там, в отличие от большинства детей, не смеялся, не хохотал, не задерживал дыхания во время акробатических трюков и не выражал восторга от дрессированных диких животных – и даже после выхода из цирка добиться внятного рассказа о его впечатлениях кажется невозможным… На этом фоне его противоположность, экстраверт, будет хлопать в ладоши едва ли не громче всех, а по пути домой успеет рассказать о представлении в цирке даже кондуктору в трамвае! Впрочем, это совсем не означает, что малыш-интроверт хоть в чем-то хуже других детей — он просто другой, и все новое и неожиданное дается ему с заметным трудом.

Да, он именно что другой, отличный от прочих. Потому вы должны просто слегка поправлять его слабые стороны и черты – и развивать сильные. Ведь у него есть и собственные плюсы в сравнении с обычным ребенком. Так, у него прекрасная усидчивость — если он занят любимым делом, он может делать его внимательно и кропотливо в течение длительного времени, обязательно доводя до логического завершения. Также интроверт очень аккуратен, последователен, исполнителен, когда его просят о чем-то близкие люди. И да: как раз в общении с теми, с кем ему по-настоящему комфортно, кому он действительно доверяет (пусть даже таких друзей у него всего лишь два-три, а не гурьба приятелей и товарищей), он может раскрываться в полной мере. Тогда у него и речь богатая, насыщенная, и свои чувства или мысли, которых у него никак не меньше, чем у других детей, он выражает без каких-то заметных проблем.

Максимум внимания и терпения

Потому основной принцип воспитания такого малыша – это отказ от собственных родительских ожиданий в отношении своего ребенка. Возможно, вам бы хотелось, чтобы он был поактивнее, легче находил друзей в песочнице или детском саду, быстрее реагировал на ваши замечания или просьбы (особенно это критично для родителей, которые сами являются как раз экстравертами). Но такому ребенку важно ваше понимание, что вы можете полюбить и принять его таким, какой он есть. И если вы торопите, подкалываете или тем более постоянно сокрушаетесь в духе «Что ж ты такой медлительный, такой скучный и некомпанейский, да еще и стеснительный!», это не приведет ровным счетом ни к чему – в худшем случае малыш попросту закроется в себе еще сильнее. Да, возможно, он попытается имитировать бурную деятельность, чтобы получить одобрение папы с мамой, но у него это вызовет дикий внутренний дискомфорт, что в будущем может привести к развитию комплекса неполноценности.

Поэтому наберитесь терпения! И это должно проявляться буквально во всем. Собираетесь на прогулку? Начните заранее готовить малыша к этому, пусть у него будет хоть немного времени, чтобы настроиться и переключиться с домашних игр на игры на свежем воздухе. Планируете культурный поход, допустим, в зоопарк? Расскажите об этом заранее, причем как можно подробнее: что это такое, что там можно увидеть, какие встретятся животные и каких из них можно кормить, сколько займет времени такое событие – причем обязательно уточняйте, нет ли у малыша встречных вопросов. Предстоит посещение какого-то детского праздника? Тогда нужно предупредить об этом ребенка и рассказать, что там будут и другие дети, с которыми можно познакомиться, подружиться и весело поиграть – и в этом нет ничего страшного.

Адаптация всех событий

Главное во всем этом – отсутствие давления, нажима на маленького человечка. Пусть все события происходят в его жизни постепенно и мягко. Например, если он испугался малышни на площадке и ни в какую не хочет играть с ними (и тем более закапризничал, расплакался или даже убежал), не стоит настаивать. Отведите его в сторонку от всех, спокойно побеседуйте, детально выясните, что же конкретно его так сильно расстроило. Объясните, что причина его переживаний не стоит того и он вполне может с ней справиться, если сам захочет. А нет, так повторите эксперимент в другой раз, под другое настроение, когда первое впечатление у него уже успеет забыться и немного стереться из памяти. И так должно быть буквально во всем!

Например, в детском саду предстоит утренник, где все дети будут играть какие-то роли? Попросите воспитателей обязательно дать ему какую-то, но не на первом плане – например, вторая снежинка слева или один из зайчиков в толпе. С одной стороны, это не потребует от малыша чрезмерных психологических усилий (как, допустим, когда в главной роли необходимо читать стих перед множеством незнакомых людей). С другой же, даст почувствовать себя частью коллектива, попробовать на вкус публичность и понять, что и в такой ситуации бывает весело и увлекательно. Ведь ограничивать его в общении нельзя ни в коем случае (что особенно характерно для таких же родителей-интровертов). Социализация строго обязательна! Иначе запертый в четырех стенах ради, казалось бы, его же комфорта и спокойствия ребенок вырастет неподготовленным к внешнему миру – и уже в школе это выльется в немалое количество проблем, тревог и страхов вашего малыша.

И детсад, и секции, и все остальное…

Потому все традиционные инструменты воспитания применимы и к интровертам: и детский сад, и какие-то спортивные или творческие секции. Вот только все это имеет особенности. Перед походом в детсад особенно тщательно подготовьте ребенка: расскажите об этом месте, сходите туда на прогулку и на знакомство с воспитателями, поясните, почему это нужно. Дайте время обдумать все ваши слова, а потом вернитесь к теме, расспросив, какие у него остались впечатления от садика, от площадки там, от воспитателей. Общения с ребенком в этот период вообще должно быть как можно больше: обязательно по возвращению из садика узнавайте, чем он занимался, с кем играл, что кушал. Если видите, что малыш в чем-то замыкается в себе, о чем-то не рассказывает, можно попытаться мягко наводящими вопросами выяснить, в чем проблема. Но если это не получилось, оставьте все как есть – интроверту необходимо наличие некой внутренней зоны комфорта, куда он не пускает вообще никого.

Аналогично все и с упомянутыми секциями. Правда, тут есть оговорка: отдавать в кучу кружков, чтобы найти свой, не стоит. Вы же помните, что интроверт с трудом переключается с одного рода деятельности на другой? Так будет и здесь: только что он танцевал, уже надо сидеть рисовать, а на завтра запланировано плаванье в бассейне – для подобного малыша это настоящая карусель, которая вызовет головокружение и отторжение. Поймите, ребенок этого характера не «тормоз», он легко и быстро может находить решения в «своей» сфере – просто любые резкие перемены заставляют его, так сказать, внутренне вздрогнуть и опешить. Что же до типа самой секции, то, конечно, предпочтительнее умеренно-коллективные: того же футбола лучше избегать, обратив внимание на одиночные виды спорта (там он будет постоянно контактировать с другими детьми, но как бы и оставаться сам по себе), творческие кружки (рисование, лепка, музыка) и т.п.

Поддерживайте и вдохновляйте!

И напоследок: про поддержку такого малыша. Ведь одной только адаптации, пусть бы она и требовала от вас колоссального понимания и терпения, мало. Интроверт только кажется сухим и холодным, но внутренне он может напоминать вулкан – эмоции такого ребенка бывают едва ли не сильнее, чем у экстраверта. Причем если последний моментально создал бурю и так же быстро успокоился, то малыш интровертного типа может копить раздражение, обиду или злость очень долго, буквально пережевывая ее. А с учетом характерной для этого типа характера врожденной мнительности подобную реакцию может вызвать любая мелочь: ему показалось, что папа и мама им недовольны (хотя они просто пришли с работы в раздражении), что сестра или брат не дают покоя (хотя они лишь пытались увлечь его своей игрой), что в садике придираются (хотя его всего-навсего попросили помыть руки перед едой и кушать аккуратно)…

Поэтому от вас требуется как раз поддержка. Вы должны в спокойной обстановке и без посторонних глаз и ушей объяснять различные события в окружающей его жизни, пояснять, почему поругали и чем конкретно недовольны или расстроены (не им самим, а его поступком, не он плохой, а его действия). Вы должны помогать ему выражать свои негативные эмоции – он не должен их копить, а конструктивно выражать: без обидных слов, слез и истерик, а словом. И, конечно, обязательно хвалите малыша-интроверта. Для него важен любой, даже самый мелкий успех – особенно если речь идет об элементах его социализации, над которой вы так усердно работаете. Познакомился с малышом на утреннике, помог оплатить покупку на кассе, принял участие в детских соревнованиях – это должно быть отмечено вами! Все это придаст ему уверенности в своих силах, которой ему так не хватает. И поможет создать надежный фундамент для его будущей взрослой жизни, где он, оставаясь интровертом, сможет спокойно контактировать с другими людьми и добиваться поставленных целей в своей личной или профессиональной деятельности.

Комментарии к статье (0)

Ваш комментарий

Дневник малыша

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас