Играйте
и развивайтесь
с Тёмой!
Экскурсия по сайту
Не показывать никогда

Игры и развитие

Юный поэт!

Юный поэт!

Маленькие дети любят стихи и песенки больше, чем прозу, потому что они ритмичны. Проза для них монотонна и утомительна из-за несовершенства восприятия — малыш еще не умеет связывать детали, а ритм обладает способностью упорядочивать разрозненные элементы.

Начинать разучивать стихи лучше с пеленок. Недаром с давних пор все действия по уходу за младенцами сопровождались присказками, потешками, песенками, стишками. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются в детском подсознании. Если это делать систематически, то, когда малыш начнет разговаривать, он с легкостью воспроизведет знакомые строчки.

Как учить новые стихи? Никогда не ставьте перед маленьким ребенком задачу — запомнить всё стихотворение целиком, пока ему не исполнилось 3-4 года. Наиболее быстро память развивается в возрасте от 4 до 5 лет, когда уже момент упустить нельзя и стихов надо учить как можно больше. Ученые доказали, что развитие интеллектуальных способностей тесно связано с выученными в детстве стихами!

Пока ребенок учится запоминать стихи, предлагайте ему те, которые придутся ему по вкусу. Обычно темпераментным детям нравятся веселые, ритмичные стихи, малышам поспокойнее — плавные, размеренные. Начинайте с объема одного-двух четверостиший. Разумеется, запоминание должно быть осмысленным.

Дело пойдет намного легче, если вместе с ребенком схематически зарисовать всё стихотворение в виде таблицы. Для этого сначала выразительно прочитайте стихотворение несколько раз, затем расспросите малыша, о чем или о ком оно было, объясните смысл незнакомых слов. Затем каждое слово или небольшое словосочетание зарисуйте последовательно в отдельных окошках, чтобы в них «поместились» все слова из предложения. В следующем ряду зарисуйте следующее предложение и т. д. Часто стихотворение выучивается наизусть уже в процессе рисования. Если ребенок еще не очень хорошо рисует, предложите ему наклеивать в окошки подходящие картинки, вырезанные из журналов. Такая техника превращает довольно скучный процесс запоминания в увлекательное совместное творчество, а видимые, «осязаемые» образы потом легко извлекаются из памяти.

Обязательно придумайте для ребенка мотивацию, например, попросите его выучить стихотворение ко дню рождения кого-то из родственников. Если записать подготовку этого «номера» на диктофон или сделать видеозапись, то, скорее всего, ему это понравится, и он попросит повторить её несколько раз (малыши любят повторять одно и то же действие многократно), а, значит, автоматически будет запоминать. Запись может сыграть хорошую службу, если малыш вдруг откажется читать стихи перед гостями. Из-за стеснительности не все дети это могут делать при скоплении людей и заставлять их не надо, а то так можно отбить всякое желание к выступлению в следующий раз.

Еще один эффективный способ основан на том, что во время заучивания ребенку предлагается, например, надевать кольца на пирамидку, наматывать клубочек, нанизывать бусины и т. п. Этот способ хорош для детей-кинестетиков, которые любят всё трогать, ощупывать. Разучивайте так: малыш проговаривает одну строчку — нанизывает одно колечко или бусину. Можно с таким ребенком поиграть в мяч: произносите одну строчку — кидаете ему мяч — он произносит следующую и возвращает мяч вам. Потом «поменяйтесь местами».

Легче всего запоминают стихи дети-аудиалы. Для такого ребенка можно использовать прием мелодекламации: подберите музыку, соответствующую ритму и настроению стихотворения, придумайте вместе с малышом, как «протанцевать» слова. А вот приучать ребенка читать стихи нараспев — не стоит, т. к. это не совсем то же самое, что читать стихи выразительно.

На разучивание небольшого стихотворения сначала может уйти целая неделя, но довольно быстро вы заметите, что ваш двух-трехлетний малыш стал свободно запоминать стихи более сложные и объемные. Всегда предлагайте ему прочитать всё стихотворение, когда убедитесь, что он его выучил, но не подсказывайте, если он вдруг запнулся или забыл. Независимо от результата, обязательно похвалите его!

Когда вы начали разучивать стихи со своим малышом? Какие стихи ему нравятся? Есть ли у вас свои собственные секреты в заучивании стихов, поделитесь ими!

Комментарии к статье (2)

  • Людмила
    19.05.2015 в 13:39

    мы пока скороговорки учим, например такие "Четыре черненьких, чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж".

  • Татьяна
    19.04.2015 в 23:56

    Помню один интересный случай. Сыну было 2 года и 2 месяца, я каждый день читала ему стихи про Новый год (как раз незадолго до праздника). Сынишка в какой-то момент стал сам заканчивать строки стихотворения. Это было так забавно, что я специально начала делать паузы в конце каждой строки, давая ему возможность самостоятельно закончить предложение. Получилась веселая игра. Когда читаешь ребенку одни и те же стихи, он автоматически их запоминает и потом уже сам начинает рассказывать нам. А примерно с 3 лет сын начал сам придумывать коротенькие стишки из 2 строчек, постоянно рифмует разные слова.

Ваш комментарий

Дневник малыша

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас