Играйте
и развивайтесь
с Тёмой!
Экскурсия по сайту
Не показывать никогда

Игры и развитие

Развиваем мышление: от действий к обобщениям

Развиваем мышление: от действий к обобщениям

Любопытство — безусловный двигатель интеллектуального развития малыша. Но чтобы самостоятельно ответить на вопросы, ребенок должен обратиться к процессу мышления. Именно мышление позволяет нам соотносить данные ощущений и восприятий, сопоставлять, различать и раскрывать отношения между окружающими явлениями. А уже результатом мышления является мысль, выраженная в слове.

Этапы развития и типы мышления

Рождаясь, малыш еще не обладает мышлением. Познание начинается для него с ощущения и восприятия отдельных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического познания окружающего мира у ребенка и складывается мышление.

Действуй!

Психологи выделяют несколько типов мышления, соответствующих этапам развития малыша, а вместе с ними — и способов их развития.
Практическое мышление помогает ребенку решать задачи с помощью конкретных действий. К примеру, если у игрушечного вертолета перестает крутиться пропеллер, малыш сразу приступает к действию: крутит, дергает, трясет игрушку. А, не получив желаемого результата, обращается за помощью к взрослому.

В деле развития этого типа мышления большая роль отводится игрушкам — паззлам, деталям конструктора, кубикам, головоломки из сцепленных колец, треугольников и других фигур.

Обдумай!

Следующий тип — наглядно-образное мышление, подразумевает возможность решения задач в уме. На этом этапе образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. Такие задачи возникают в играх с механическими игрушками. Ребенок понимает, что, если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте.

Для развития наглядно-образного мышления подойдут и головоломки с палочками, которые оттачивают умение мысленно перегруппировывать элементы одного объекта, сложенного из палочек, и в уме же планировать свои действия по созданию нового объекта.

Следующая игра для развития этого типа мышления поможет научиться ориентироваться в простой схеме пространства. Предложите ребенку ответить на вопрос «Где спрятался попугай?», глядя на схему хорошо знакомой ему комнаты. Рисуя схему, укажите предметы мебели, дверь и окно. Расскажите, что в комнате спрятался попугай Кеша, и он хочет, чтобы малыш его нашел, поэтому указал на схеме, где именно его искать (на схеме это место должно быть отмечено крестиком).

Если малышу трудно разобраться в схеме, объясните, что означают изображения и где в комнате находятся соответствующие им предметы. Важно определить и место, где стоит сам ребенок. Предложите малышу оглядеться вокруг и выбрать ближайшие ориентиры слева, справа, спереди и сзади. И позаботьтесь о том, чтобы на том месте, где спрятался Кеша, вашего ребенка уже ждал предмет, который его заменяет, например, карточка с изображением попугая.

Обобщай!

Самый сложный тип мышления — словесно-логический, основанный не на конкретных образах, а на отвлеченных понятиях, выраженных словами. Уже к трем годам малыш начинает понимать, что предмет можно обозначать при помощи другого предмета, рисунка, слова.

Родители радуются, когда, выполняя различные действия, ребенок сопровождает их словами: им может показаться, что он мыслит вслух. Но, как показали исследования, на этом этапе для ребенка слова равны конкретным образам. То есть слово «цветок» в сознании ребенка может быть связано с образом конкретного цветка, например, розы. А вот кактус он цветком не считает.

Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. К примеру, взрослые в разговоре с ребенком называют одним и тем же словом «стол» различные столы, и, подражая взрослым, малыш и сам начинает употреблять слова-обобщения, мысленно объединяя ряд сходных предметов и явлений.

Для развития словесно-логического мышления подойдут игры типа «3-лишний», «Продолжи цепочку», «Назови одним словом» и «Наоборот». Детям бывает непросто перейти к таким играм, поэтому в первое время родителям стоит использовать наглядные материалы, на которые сможет опираться малыш.

Еще один варианты игры, который помогает развивать словесно-логическое мышление, — «Объясни значение пословицы». На первых порах лучше самим предлагать малышу пару вариантов объяснения поговорки и просить его выбрать самых подходящий. В любом случае пословицы и поговорки стоит выбирать в соответствии с ситуацией понятной ребенку. К примеру, малышу, который спешит поскорее убрать игрушки и при этом не старается сделать это хорошо, можно сказать: «Поспешишь — людей насмешишь». В процессе решения подобных задач ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям.

Комментарии к статье (0)

Ваш комментарий

Дневник малыша

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас