Играйте
и развивайтесь
с Тёмой!
Экскурсия по сайту
Не показывать никогда

Игры и развитие

Основа движения

Основа движения

Даже самый простой двигательный акт человека — это скоординированные действия мозга, нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрением. Движения, в которых задействованы руки, ноги, ступни и всё тело, например, ползание, наклоны, прыжки, бег или ходьба — это навыки крупной моторики. На её основе развиваются более тонкие движения мелкой моторики. Это движения кистей и пальцев рук — от очень примитивных, таких как захват предметов, до очень сложных, от которых, например, зависит почерк.

Чтобы овладеть всеми этими простыми и понятными для взрослых действиями, маленькому человеку требуется время. К тому же некоторые родители часто недооценивают необходимость двигательного развития ребенка, полагаясь на то, что природа возьмет своё. Задача взрослого — помочь своему малышу развивать мелкую и крупную моторику, предоставить разнообразие возможностей для освоения своего тела. Оно начинается с головы.

После рождения почти неподвижный, к концу первого месяца малыш умеет поднимать головку, чтобы взглянуть на людей и предметы рядом с ним. К 2 — 3 месяцам малыш уверенно держит голову в вертикальном положении и приподнимает верхнюю часть туловища с опорой на предплечья. С 3 до 5 месяцев ребенок осваивает перевороты со спины на живот и с живота на спину. Освоение разворотов на животе и ползание по-пластунски даст возможность малышу освоить самостоятельное сидение. Обычно происходит в возрасте 5-7 месяцев. В 8-9 месяцев ребенок пытается самостоятельно вставать, стоит с поддержкой и отлично ползает на четвереньках. К году навыки крупной моторики развиты настолько хорошо, что малыш уже стоит без поддержки, курсирует вдоль шкафов или стен, и, возможно, самостоятельно ходит.

Специальные комплексы упражнений, массаж, плавание, а также различные методики раннего физического развития детей, например бэби-йога, динамическая гимнастика на первом году жизни (и во все последующие) только приветствуются. Осваивать их лучше под руководством сертифицированных специалистов индивидуально или в группах.
От года и до шести лет навыки крупной моторики развиваются следующим образом: в полтора года ребенок должен уметь наклонятся из положения стоя и выпрямляться; в 2-3 года — пятиться назад, уметь бить по мячу ногой, бросать его вверх, подниматься по лестнице; в 3-4 года — уметь стоять на одной ноге хотя бы секунду, прыгать на месте на двух ногах, сидя на велосипеде, крутить педали; с 4 до 6 лет — ребенок должен стоять на одной ноге не меньше 10 секунд, кидать и ловить мяч, ходить на ногах и пятках.

Что касается тренировки тонких движений пальцев, то её тоже надо начинать как можно раньше. Она стимулирует общее развитие ребенка, но особенно — его речь. Ученые выяснили, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Когда ребенку три-четыре месяца, начинайте делать ему массаж ладоней и кистей рук, сгибайте и разгибайте пальчики, сопровождая свои действия рассказом потешек или стишков. Вы можете развлечь ребенка разнообразными пальчиковыми играми. Где-то до года ребенок будет в роли благодарного зрителя, а потом захочет играть в них самостоятельно.

Для развития как мелкой так и крупной моторики, координации движений хорошо приобрести домой сухой бассейн с большим количеством мягких шариков. Полугодовалому малышу уже можно предложить порисовать пальчиковыми красками. Они хорошо отмываются, поэтому не стоит переживать за сохранность одежды и обстановки.
Необходимо помнить, что развитие мелкой моторики связно с тактильными ощущениями, поэтому давайте малышу трогать как можно больше поверхностей из различных материалов. Приобретите или сшейте сами специальный развивающий коврик.

В возрасте 7-8 месяцев покажите ребенку, как перебирать и сортировать крупные предметы, а затем и более мелкие — бусы, пуговицы, монеты, крупы, камешки. Внимательно следите, чтобы всё это не оказалось у ребенка во рту. Разрешайте ребенку рвать бумагу, перелистывать страницы журналов или книг, отвинчивать крышки и т. д. — польза от таких «несерьезных» занятий в развитии мелкой моторики очевидна. Приучайте малыша лепить из глины, теста или пластилина.

В конце первого года для ребенка становятся доступны многие игры: это нанизывание колец пирамид, игры с матрешками или другими вкладышами, это шнуровки, пазлы, мозаика, конструкторы и т. д.

По мере роста ребенка игровой материал и упражнения надо усложнять. Очень важно в развитии мелкой моторики не упустить время, потому что малыш, который не лепил, не резал, не рисовал, не делал никаких упражнения для рук развивается гораздо хуже своих сверстников, плохо говорит и соответственно думает, мыслит! Ведь уже к 6-7 годам развитие мелких мышц кисти и созревание соответствующих зон коры головного мозга в основном заканчивается.

Какие упражнения и игры, какие либо другие занятия вы проводите для своих детей для развития крупной и мелкой моторики — расскажите об этом!

Комментарии к статье (1)

  • Лариса
    22.06.2015 в 23:43

    Очень много массировала и развивала ребенка, когда он был маленький, сейчас ребенок очень развит физически и умственно! Делайте своим малышам массаж и развивайте.

Ваш комментарий

Дневник малыша

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас

женский
мужской
Перетащите сюда фотографию
Сохранить

Спасибо, не сейчас