Ваш город: Москва
Ваш город — Москва?

Осваиваем речь: занятия с пелёнок

  • 0
  • 318
  • 2017-09-22 15:42:51
  • Мнение эксперта. От 0 до полугода
Осваиваем речь: занятия с пелёнок

Время, когда малыш начинает говорить, – это важная веха в его развитии. Ребенок становится взрослее, он дает обратную связь, общение с ним теперь более понятно и интересно.

Если ребенок окружен людьми, постоянно слышит речь и не имеет проблем со здоровьем, рано или поздно он научится говорить, даже если с ним не проводить никакой работы. Однако если вам не все равно, когда заговорит ребенок и какой будет его речь, вы в силах помочь ему освоить речевые навыки.

Копим речевой багаж

Нужно понимать, что активному говорению предшествует накопление пассивного словесного багажа. А это значит, что ребенок должен постоянно слышать речь, причем речь четкую, эмоционально окрашенную, выразительную, обращенную непосредственно к нему. Разговаривайте с ребенком всегда, буквально с самого рождения, описывайте свои действия, чувства, характеристики предметов.  

Большинство мам находятся в постоянно словесном контакте с ребенком. «А сейчас мы пойдем кушать», «А где это наши маленькие ручки?», «Ой, какая большая машина!», «Мама сейчас очень огорчена», - все эти фразы эмоционально обогащают ребенка, демонстрируют правильную артикуляцию и способствуют накоплению пассивного словарного запаса.

Читаем книги

Огромное значение для развития речи имеет чтение книг. Начинайте читать уже во втором полугодии жизни. Пусть это будут короткие стишки Барто, Маршака, Заходера. Ребенок еще не понимает смысла, но он прекрасно чувствует словесный ритм и эмоциональное наполнение. Читайте четко и выразительно, и вы увидите, как вслед за вами малыш хмурится или улыбается. Если ребенок не проявляет интереса к сказкам или стихам, читаемым вами, попробуйте отвлечься от текста и просто описывайте изображения на картинках. До определенного момента ребенку не столь важен смысл, для него важны звуки и эмоции.

После года хороший развивающий эффект оказывают сказки типа «Курочки Рябы», «Репки», «Теремка». Небольшой объем и постоянные речевые повторы («Била-била, не разбила», «Тянут-потянут, вытянуть не могут», «Тук-тук. Кто там?») способствуют запоминанию слов и развитию эмоциональности у ребенка. При многократном повторении малыш будет узнавать текст и даже включаться в действие, особенно если сказки не просто читать, но и устраивать театрализацию с подключением игрушек.

Развиваем мелкую моторику

Руки – это инструмент для развития мозга. Поэтому развитие мелкой моторики – это прямой путь к стимуляции речи.

Как только выдастся свободная минутка, можете сделать ребенку массаж пальчиков и ладошек. Никаких особых навыков здесь не требуется, просто поглаживайте и мягко разминайте каждый пальчик от кончика по направлению к ладошке. Такие действия приятны для малыша и благотворно действуют на развитие его речи.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры отлично развивают мелкую моторику. «Ладушки», «Сорока-белобока», стишки про пальчики неизменно нравятся детям. Сгибание и разгибание отдельных пальчиков, сжимание и разжимание кулачков вызывает радость ребенка, снимает мышечное напряжение, способствует накоплению словарного запаса и формированию чувства ритма, и опосредованно развивает речь ребенка.

Такие занятия и виды творчества, как лепка, рисование, в том числе пальчиковыми красками, аппликация также способствуют развитию мелкой моторики ребенка. Если говорить об играх, то предпочтение следует отдать складыванию пазлов, шнуровке, конструированию, играм с крупами. Ваши усилия не пройдут даром. Итогом этих простых, но методичных действий станет грамотная, выразительная, последовательная и эмоциональная речь ребенка.

Комментарии к статье (0)